Первое знакомство с книгой всегда начинается с обложки. А какой она будет — классической или хипстерской, шрифтовой или с иллюстрациями, лаконичной или с захватывающим сюжетом — решают в художественном отделе. Делимся инсайтами, как у книг БОМБОРЫ появляется свой неповторимый стиль.
Первое знакомство с книгой всегда начинается с обложки.  А какой она будет — классической или хипстерской, шрифтовой или с иллюстрациями, лаконичной или с захватывающим сюжетом — решают в художественном отделе. Делимся инсайтами, как у книг БОМБОРЫ появляется свой неповторимый стиль.
Кто есть кто в художественном отделе
— В художественном отделе работает около 20 человек.
Кроме того, в отделе трудятся технические специалисты. Они работают с изменениями обложек. К примеру, когда у книги меняются параметры или нет нужной бумаги, то старая верстка уже не подходит, потому что размеры смещаются. Правки в макет вносят технические редакторы.
Еще один незаменимый сотрудник отдела — бильд-редактор. Он отвечает за подбор и покупку картинок в фотобанках, заключает договоры с правообладателями и продлевает лицензии на уже купленные изображения.
Андрей Гусев
технический редактор
Художественный редактор
Верстальщик
Бильд-редактор
Технический редактор
Затем по этому шаблону верстальщик оформляет весь текст книги.
Основу составляют художественные редакторы. Они придумывают и воплощают в жизнь дизайны обложек, выбирают шрифты, работают с иллюстрациями и делают макеты страниц.
— В художественном отделе работает около 20 человек. Основу составляют художественные редакторы. Они придумывают и воплощают в жизнь дизайны обложек, выбирают шрифты, работают
с иллюстрациями и делают макеты страниц. Затем по этому шаблону верстальщик оформляет весь текст книги.
Кроме того, в отделе трудятся технические специалисты. Они работают с изменениями обложек. К примеру, когда у книги меняются параметры или нет нужной бумаги, то старая верстка уже не подходит, потому что размеры смещаются. Правки в макет вносят технические редакторы.
Еще один незаменимый сотрудник отдела — бильд-редактор. Он отвечает за подбор и покупку картинок в фотобанках, заключает договоры с правообладателями и продлевает лицензии на уже купленные изображения.
Андрей Гусев
технический редактор
Художественный редактор
Верстальщик
Бильд-редактор
Технический редактор
Какие обложки бывают
Есть несколько видов обложек
Если книга иностранная, мы можем купить авторские права не только на текст, но и на оформление. Тогда зарубежное издание служит прототипом для нашей новой обложки. Пример такой работы — книга Долли Олдертон «Все, что я знаю о любви» или «Стивен Кинг. Король ужасов». В этих случаях обложки БОМБОРЫ и оригинальные очень похожи: одна идея, схожие цвета и шрифты.
Мы можем вдохновиться идеей зарубежных коллег и интерпретировать обложку в своей версии. Пример такой обложки — книга «Нунчи». В обоих вариантах схожи мотивы и цвета, но каждая из них индивидуальна и оригинальна.
Если книга выходит в определенной серии, то дизайн ее оформления уже определен изначально. К примеру, все издания UnicornBook имеют схожие обложки: изображение единорога, одинаковый стиль написания названия и шрифт. Различаются книги только цветами.
Для многих книг мы придумываем оформление с нуля: разрабатываем идею, ищем метафору, подбираем референсы, цвета и шрифты. Иногда у нас бывает несколько десятков вариантов, из которых мы мучительно выбираем один.
Пример такого творческого поиска — наша работа над книгой «Искренний сервис»
Адаптированные
1
2
Вдохновленные оригиналом
3
Серийные обложки
4
Оригинальные обложки
Есть несколько видов обложек
Если книга иностранная, мы можем купить авторские права не только на текст, но и на оформление. Тогда зарубежное издание служит прототипом для нашей новой обложки. Пример такой работы — книга Долли Олдертон «Все, что я знаю о любви» или «Стивен Кинг. Король ужасов». В этих случаях обложки БОМБОРЫ и оригинальные очень похожи: одна идея, схожие цвета и шрифты.
Мы можем вдохновиться идеей зарубежных коллег
и интерпретировать обложку в своей версии. Пример такой обложки — книга «Нунчи». В обоих вариантах схожи мотивы и цвета,
но каждая из них индивидуальна и оригинальна.
Если книга выходит в определенной серии, то дизайн ее оформления уже определен изначально. К примеру, все издания UnicornBook имеют схожие обложки: изображение единорога, одинаковый стиль написания названия и шрифт. Различаются книги только цветами.
Для многих книг мы придумываем оформление с нуля: разрабатываем идею, ищем метафору, подбираем референсы, цвета
и шрифты. Иногда у нас бывает несколько десятков вариантов,
из которых мы мучительно выбираем один.
Пример такого творческого поиска — наша работа над книгой «Искренний сервис»
Адаптированные
1
2
Вдохновленные оригиналом
3
Серийные обложки
4
Оригинальные обложки
«Искренний сервис»
и три десятка его обложек

— Максим Недякин — востребованный российский эксперт по вопросам сервиса и развития компаний. Он решил выпустить у нас свою вторую книгу «Превосходя ожидания» и переиздать первую — «Искренний сервис», которая до этого уже выходила в другом издательстве. В книге Максим подробно разбирает примеры управления российских компаний и дает советы по созданию успешного бизнеса.
Мила Ивахненко
экс-редактор группы литературы по бизнесу
Мы совершили настоящий издательский подвиг: сделали книгу «Превосходя ожидания» за рекордные полтора месяца. И затем начали придумывать оформление для первой книги автора, которое должно было превзойти вариант наших конкурентов.
От банки с чаевыми до улыбки
— Сперва мы начинали со шрифтовых обложек, потом пробовали поиграть с темой официантов, банок для чаевых и смайликов. Что-то не нравилось руководителю отдела, что-то — главному редактору, а что-то — самому автору. В итоге у нас было около 30 вариантов.
Экс-редактор группы литературы по бизнесу Мила Ивахненко рассказала о том, как удалось прийти к единому решению спустя гигабайты макетов.
— Максим Недякин — востребованный российский эксперт по вопросам сервиса и развития компаний. Он решил выпустить у нас свою вторую книгу «Превосходя ожидания» и переиздать первую — «Искренний сервис», которая до этого уже выходила в другом издательстве. В книге Максим подробно разбирает примеры управления российских компаний и дает советы по созданию успешного бизнеса.
Мила Ивахненко
экс-редактор группы литературы по бизнесу
Мы совершили настоящий издательский подвиг: сделали книгу «Превосходя ожидания» за рекордные полтора месяца. И затем начали придумывать оформление для первой книги автора, которое должно было превзойти вариант наших конкурентов.
От банки с чаевыми до улыбки
— Сперва мы начинали со шрифтовых обложек, потом пробовали поиграть с темой официантов, банок для чаевых и смайликов. Что-то не нравилось руководителю отдела, что-то — главному редактору, а что-то — самому автору. В итоге у нас было около 30 вариантов.
Экс-редактор группы литературы по бизнесу
Мила Ивахненко рассказала о том, как удалось
прийти к единому решению спустя гигабайты макетов.
— Самое выигрышное решение, которое потом оказалось на обложке, мы придумали во время стратегической сессии с самим автором. Мы подумали, что улыбка — лучшая метафора хорошего сервиса. В финале мы сошлись на этом варианте и желтом фоне.
Когда мы определились, что на обложке будет улыбка, Максим засомневался. Ему показалось, что она недостаточно естественна. Заменили улыбку на реалистичную, но появилась другая проблема: книга стала похожа на рекламу стоматологической клиники. Сделали улыбку более мультяшной, но этот вариант казался слишком детским.
В итоге нам удалось найти золотую середину. Улыбкой, которая оказалась на финальной обложке, остались довольны все.
Мила Ивахненко
экс-редактор группы литературы по бизнесу
— Самое выигрышное решение, которое потом оказалось на обложке, мы придумали во время стратегической сессии с самим автором.
Мы подумали, что улыбка — лучшая метафора хорошего сервиса.
В финале мы сошлись на этом варианте и желтом фоне.
Когда мы определились, что на обложке будет улыбка, Максим засомневался. Ему показалось, что она недостаточно естественна. Заменили улыбку на реалистичную, но появилась другая проблема: книга стала похожа на рекламу стоматологической клиники. Сделали улыбку более мультяшной, но этот вариант казался слишком детским.
В итоге нам удалось найти золотую середину. Улыбкой, которая оказалась на финальной обложке, остались довольны все.
Мила Ивахненко
экс-редактор группы литературы по бизнесу
Одна книга — несколько оформлений
Иногда мы не ограничиваем себя выбором только одной обложки и выпускаем книгу в нескольких версиях. К примеру, наш бестселлер «НИ СЫ» вышел в трех оформлениях. Это было сделано, чтобы издание нашло путь к сердцу самых разных читателей.
Или, например, книгу Роберта Чалдини, самого цитируемого социального психолога в мире, мы издали в четырех разных обложках. Классический вариант больше ориентирован на взрослую аудиторию, а креативный и минималистичный в цветах — на молодых читателей.
Иногда мы не ограничиваем себя выбором только одной обложки и выпускаем книгу в нескольких версиях. К примеру, наш бестселлер «НИ СЫ» вышел в трех оформлениях. Это было сделано, чтобы издание нашло путь к сердцу самых разных читателей.
Или, например, книгу Роберта Чалдини, самого цитируемого социального психолога в мире, мы издали в четырех разных обложках. Классический вариант больше ориентирован на взрослую аудиторию, а креативный и минималистичный в цветах — на молодых читателей.
Четыре главных вопроса художественным редакторам
— Я стараюсь выбирать для иллюстрирования те книги, которые мне близки и интересны. Тогда ассоциации и варианты обложек появляются уже на этапе получения задания от редактора. Для вдохновения смотрю разные сайты по дизайну, такие как Behance, Designspiration, Book Cover Archive и всем известный Pinterest. А еще заглядываю на сайты мировых музеев и книжных магазинов.
Екатерина Гузнякова
художественный редактор
— Вдохновение есть повсюду: в музыке, в картинах, людях вокруг, природе, даже в совершенно обычных на первый взгляд предметах.
Мария Клава-Янат
художественный редактор
Какая ваша любимая обложка?
Екатерина Гузнякова
художественный редактор
— Мне нравится, как получилась обложка «Поймай здоровье в сети» — книги о набирающем популярность термине «здоровьесбережение». Это способ мышления, в основе которого лежит ответственность каждого из нас за свое здоровье. Мы ее делали долго, так как тема достаточно сложная и трудно было найти подходящую для обложки метафору. Перебрали много вариантов, но в итоге довольны тем, как все получилось.
Мария Клава-Янат
художественный редактор
У меня много любимых обложек. Одни, такие как «Wabi Sabi», «Сири с любовью» или «Kakebo» рождались легко и сами собой — их удалось просто почувствовать. Другие — через некоторое время после погружения в процесс или в результате размышлений и творческого поиска.
Где вы ищете вдохновение?
— Я стараюсь выбирать для иллюстрирования те книги, которые мне близки и интересны. Тогда ассоциации и варианты обложек появляются уже на этапе получения задания от редактора. Для вдохновения смотрю разные сайты по дизайну, такие как Behance, Designspiration, Book Cover Archive и всем известный Pinterest. А еще заглядываю на сайты мировых музеев и книжных магазинов.
Екатерина Гузнякова
художественный редактор
— Вдохновение есть повсюду: в музыке, в картинах, людях вокруг, природе, даже в совершенно обычных на первый взгляд предметах.
Мария Клава-Янат
художественный редактор
Какая ваша любимая обложка?
Екатерина Гузнякова
художественный редактор
— Мне нравится, как получилась обложка «Поймай здоровье в сети» — книги о набирающем популярность термине «здоровьесбережение». Это способ мышления, в основе которого лежит ответственность каждого из нас за свое здоровье. Мы ее делали долго, так как тема достаточно сложная и трудно было найти подходящую для обложки метафору. Перебрали много вариантов, но в итоге довольны тем, как все получилось.
Мария Клава-Янат
художественный редактор
У меня много любимых обложек. Одни, такие как «Wabi Sabi», «Сири с любовью» или «Kakebo» рождались легко и сами собой — их удалось просто почувствовать. Другие — через некоторое время после погружения в процесс или в результате размышлений
и творческого поиска.
Где вы ищете вдохновение?
Например, в процессе работы над обложкой книги «Деньговодство» я оттолкнулась от названия книги, и в голову пришла идея сравнения с пчеловодством. Так символом людей, делающих деньги, стала пчела, а деньги стали созревать в сотах. Я решила дополнить эффект материалами: использовать золотую фольгу для блеска символов валют и применить тиснение и лак для того, чтобы монетки засверкали и стали объемными, а соты вдавленными.
Какой проект был самым сложным?
Мария Клава-Янат
художественный редактор
— Сложным и в техническом, и в художественном плане стал проект «Тело человека. Интерактивный атлас по анатомии с вырубкой». Книга печаталась в Китае. На каждой странице системы человека показаны слой за слоем на прозрачном материале и накладываются друг на друга. Для этого проекта я специально сама рисовала иллюстрации, а анатомические фигуры для прозрачных вставок собирала из изображений в фотобанке. Важно было следить за тем, чтобы они правильно накладывались друг на друга.
Какие программы в работе используете?
— Для создания обложек мы применяем почти все продукты пакета Adobe. Используем Photoshop для работы с растровой графикой, Illustrator — для векторной и InDesign — для верстки макетов.
Любимые обложки Марии Клавы-Янат
Например, в процессе работы над обложкой книги «Деньговодство» я оттолкнулась от названия книги, и в голову пришла идея сравнения с пчеловодством. Так символом людей, делающих деньги, стала пчела, а деньги стали созревать в сотах. Я решила дополнить эффект материалами: использовать золотую фольгу для блеска символов валют и применить тиснение и лак для того, чтобы монетки засверкали и стали объемными, а соты вдавленными.
Какой проект был самым сложным?
Мария Клава-Янат
художественный редактор
— Сложным и в техническом, и в художественном плане стал проект «Тело человека. Интерактивный атлас по анатомии с вырубкой». Книга печаталась в Китае. На каждой странице системы человека показаны слой за слоем на прозрачном материале и накладываются друг на друга. Для этого проекта я специально сама рисовала иллюстрации, а анатомические фигуры для прозрачных вставок собирала из изображений в фотобанке. Важно было следить за тем, чтобы они правильно накладывались друг на друга.
Какие программы в работе используете?
— Для создания обложек мы применяем почти все продукты пакета Adobe. Используем Photoshop для работы с растровой графикой, Illustrator — для векторной и InDesign — для верстки макетов.
Любимые обложки Марии Клавы-Янат
Многие редакторы признаются, что процесс придумывания обложки — самая любимая часть работы над книгой. Их не пугают сотни исправлений и десятки согласований. Главное, чтобы книга начала говорить с читателем с первого взгляда в магазине и этот диалог продолжался на домашней книжной полке.
Многие редакторы признаются, что процесс придумывания обложки — самая любимая часть работы над книгой. Их не пугают сотни исправлений и десятки согласований. Главное, чтобы книга начала говорить с читателем с первого взгляда в магазине и этот диалог продолжался на домашней книжной полке.