Два года назад мы назывались Эксмо Non-fiction, издавали каждую третью прикладную книгу в стране, но о нас никто не знал. Мы решили, что пришло время меняться, переосмыслить имеющийся опыт и начать свою историю с чистого листа. Теперь мы БОМБОРА — самое большое в России издательство нон-фикшн литературы.

Как мы прошли путь от идеи до появления волны на наших книгах, какие препятствия встречали по дороге и что с нами случилось за эти два года? Сейчас расскажем.
СПРАВКА
Два года назад мы назывались Эксмо Non-fiction, издавали каждую третью прикладную книгу в стране, но о нас никто не знал. Мы решили, что пришло время меняться, переосмыслить имеющийся опыт и начать свою историю с чистого листа.
Теперь мы БОМБОРА — самое большое в России издательство
нон-фикшн литературы.

Как мы прошли путь от идеи
до появления волны на наших книгах, какие препятствия встречали по дороге
и что с нами случилось за эти два года? Сейчас расскажем.
СПРАВКА
БОМБОРА — часть большого холдинга. В него входят издательства «Эксмо», АСТ со всеми импринтами, «Манн, Иванов, Фербер» и Издательский Дом Мещерякова, а также книжный интернет-магазин Book24. Несмотря на это, на книжных полках мы конкуренты. Качеством книг и их популярностью у читателей мы доказываем, кто из нас лучший.
Как устроен холдинг
Само же издательство «Эксмо» появилось в 1991 году. Сначала оно издавало остросюжетную прозу и детективы. С 2005 года внутри «Эксмо» оформились 3 самостоятельные редакции: художественная, детская и нон-фикшн.

Редакция №5, она же Эксмо Non-fiction, быстро росла и к 2017 году выпускала каждую третью прикладную книгу в стране. В декабре этого же года Эксмо Non-fiction провела ребрендинг и превратилась в БОМБОРУ.

В 2018 году БОМБОРА выпустила 959 наименований книг. Для сравнения показатели других нон-фикшн издательств за этот период: МИФ — 832 издания, «Альпина» — 286.
БОМБОРА — часть большого холдинга. В него входят издательства «Эксмо», АСТ
со всеми импринтами, «Манн, Иванов, Фербер» и Издательский Дом Мещерякова, а также книжный интернет-магазин Book24. Несмотря на это, на книжных полках мы конкуренты. Качеством книг и их популярностью
у читателей мы доказываем,
кто из нас лучший.
Как устроен холдинг
Само же издательство «Эксмо» появилось в 1991 году. Сначала оно издавало остросюжетную прозу
и детективы. С 2005 года внутри «Эксмо» оформились 3 самостоятельные редакции: художественная, детская
и нон-фикшн.

Редакция №5, она же Эксмо
Non-fiction, быстро росла и к 2017 году выпускала каждую третью прикладную книгу в стране.
В декабре этого же года Эксмо Non-fiction провела ребрендинг
и превратилась в БОМБОРУ.

В 2018 году БОМБОРА выпустила 959 наименований книг. Для сравнения показатели других
нон-фикшн издательств за этот период: МИФ — 832 издания, «Альпина» — 286.
Сейчас БОМБОРА является самостоятельным издательством, которое контролируют весь процесс создания книги: поиск авторов, закупку прав, редактирование и иллюстрирование издания, выпуск, дистрибуцию и продвижение.

Мы выпускаем книги по 16 тематическим направлениям. За их создание отвечают 4 отдела.
От Эксмо
Non-fiction
до БОМБОРЫ
Отдел кулинарии, религии, эзотерики, научно-популярной и компьютерной литературы
Отдел дома, сада, здоровья и хобби
Отдел психологии, моды, стиля и красоты
Отдел туризма, автодела, спорта и бизнес-литературы
Сейчас БОМБОРА является самостоятельным издательством, которое контролируют весь процесс создания книги: поиск авторов, закупку прав, редактирование
и иллюстрирование издания, выпуск, дистрибуцию
и продвижение.

Мы выпускаем книги по 16 тематическим направлениям.
За их создание отвечают 4 отдела.
От Эксмо
Non-fiction
до БОМБОРЫ
Отдел кулинарии, религии, эзотерики, научно-популярной и компьютерной литературы
Отдел дома, сада, здоровья и хобби
Отдел психологии, моды, стиля и красоты
Отдел туризма, автодела, спорта и бизнес-литературы
Для чего нам нужны были перемены
— Идея ребрендинга приходила к нам еще с 2014-2015 года, когда произошли качественные изменения того нон-фикшн, который мы выпускаем. Все, что выходит в «Эксмо», расценивается в рамках всех книг холдинга, который, помимо нон-фикшн, выпускает художественную и детскую литературу. Мы решили выделить
себя на этой книжной полке.
Рамиль Фасхутдинов
главный редактор БОМБОРЫ
— Однажды у меня случился разговор с человеком, который уверял, что «Четвертую промышленную революцию» Клауса Шваба издал МИФ. Когда я сказала, что эту книгу выпустили мы, он не поверил.
То есть человек купил книгу, прочел ее, поставил на полку и у него
в голове остался отпечаток того, что книгу выпустило другое издательство.
Тогда мы поняли, что наши позиции слабы, читатели не выделяют
нас среди конкурентов. Я пришла к Евгению Капьеву, гендиректору издательства «Эксмо» и предложила идею ребрендинга.
Мила Максалиева
экс-директор по маркетингу БОМБОРЫ
— Идея ребрендинга приходила к нам еще с 2014-2015 года, когда произошли качественные изменения того
нон-фикшн, который мы выпускаем. Все, что выходит в «Эксмо», расценивается в рамках всех книг холдинга, который помимо нон-фикшн, выпускает художественную и детскую литературу. Мы решили выделить себя на этой книжной полке.
Рамиль Фасхутдинов
главный редактор БОМБОРЫ
— Однажды у меня случился разговор с человеком, который уверял, что «Четвертую промышленную революцию» Клауса Шваба издал МИФ. Когда я сказала, что эту книгу выпустили мы, он не поверил. То есть человек купил книгу, прочел ее, поставил на полку и у него в голове остался отпечаток того, что книгу выпустило другое издательство.

Тогда мы поняли, что наши позиции слабы, читатели не выделяют нас среди конкурентов. Я пришла к Евгению Капьеву, гендиректору издательства «Эксмо» и предложила идею ребрендинга.
Мила Максалиева
экс-директор по маркетингу БОМБОРЫ
Почему БОМБОРА?
Как мы придумывали название

— Весной 2017 года мы обратились в Высшую школу брендинга. Мы дали ребятам задание
и весь путь создания концепции прошли вместе: выявляли существующие проблемы, анализировали аудиторию и проводили глубинные интервью с читателями, определяли место издательства на рынке, смотрели на конкурентов и разрабатывали стратегию. В июне концепция была готова и ее презентовали сотрудникам издательства.

Мила Максалиева
экс-директор
по маркетингу БОМБОРЫ
Мы решили, что такие большие перемены — наша общая история, и мы должны обсудить их со всеми сотрудниками. Среди коллег были как сторонники, так и противники нового названия.

Мы устроили опрос. Каждый желающий мог предложить свои варианты имени бренда и слогана. В результате голосования победила БОМБОРА.
Слово «бомбора» серфингисты переняли у аборигенов Австралии. Это волна мечты. Вау-волна. На ней исполняются самые эффектные и сложные трюки.
Из проведенных ВШБ исследований стало понятно,
что читатели сейчас перемещаются по книгам с большой скоростью в поиске ответов на свои вопросы. Например, как стать лучшим продажником или как испечь самый вкусный торт.


Книжный рынок — это океан. Читатели скользят по информации, как по волне, двигаясь к своей цели. Так появилась метафора — серфинг. И имя бренда — БОМБОРА.
Реакция
редакции
Первые варианты логотипа
— Изначально на логотипе был изображен серфингист. Предметы в его руке менялись
в зависимости от тематики книг. Например, в изданиях по кулинарии он держал скалку,
в туристических гидах — чемодан, в книгах по искусству — амфору, а в базовом варианте
он складывал руки в традиционном жесте серферов.
Мила Максалиева
экс-директор по маркетингу БОМБОРЫ
— Изначально на логотипе был изображен серфингист. Предметы в его руке менялись в зависимости от тематики книг. Например, в изданиях по кулинарии
он держал скалку, в туристических гидах — чемодан, в книгах по искусству
— амфору, а в базовом варианте он складывал руки в традиционном жесте серферов.
Мила Максалиева
экс-директор по маркетингу БОМБОРЫ
Но этот вариант логотипа не был утвержден. С готовой концепцией для поиска нового визуального решения мы пришли в агентство YellowBrand.
Как мы создавали
фирменный стиль БОМБОРЫ

— В августе над нашей айдентикой — визуальной составляющей фирменного стиля — начало работать агентство из Калининграда YellowBrand. Ребята предлагали разные концепции, но окончательный вариант, который бы устраивал всех, выбрать не получалось.
Мила Максалиева
экс-директор по маркетингу БОМБОРЫ
И КОГДА ПОСЛЕ ДОЛГИХ ПОИСКОВ ДИЗАЙНЕР ПОКАЗАЛ НАМ ВОЛНУ
ИЗ БУКВ, МЫ ПОНЯЛИ, ЧТО ЭТО ТО, ЧТО НУЖНО.
И КОГДА ПОСЛЕ ДОЛГИХ ПОИСКОВ ДИЗАЙНЕР ПОКАЗАЛ НАМ ВОЛНУ ИЗ БУКВ, МЫ ПОНЯЛИ, ЧТО ЭТО ТО, ЧТО НУЖНО.
Как появление БОМБОРЫ
изменило всех нас

— Мы не меняли команду и не переезжали из старой редакции. Но изменилось самовосприятие. Когда мы были Эксмо Non-fiction нельзя было понять наш почерк. С появлением БОМБОРЫ мы его нашли. Мы любим запускать волны
и поднимать актуальные темы для широкого аудитории.

Например, БОМБОРА одна из первых заговорила о феминизме в «Сказках на ночь для юных бунтарок», возродила интерес к медицине с книгами «Очаровательный кишечник» и «Что скрывает кожа», поддержала неравнодушие людей к вопросам экологии с изданием «Zero Waste».
Рамиль Фасхутдинов
главный редактор БОМБОРЫ
— Мы не меняли команду и не переезжали из старой редакции.
Но изменилось самовосприятие. Когда мы были Эксмо Non-fiction нельзя было понять наш почерк. С появлением БОМБОРЫ мы его нашли. Мы любим запускать волны и поднимать актуальные темы
для широкого аудитории.

Например, БОМБОРА одна из первых заговорила о феминизме
в «Сказках на ночь для юных бунтарок», возродила интерес
к медицине с книгами «Очаровательный кишечник» и «Что скрывает кожа», поддержала неравнодушие людей к вопросам экологии
с изданием «Zero Waste».
Рамиль Фасхутдинов
главный редактор БОМБОРЫ
— Параллельно ребрендингу мы провели среди редакторов обучение по психографике — изучению потребителей на основе их интересов. Это позволило оценить аудиторию до создания книги и делать более выверенные обложки и верстки.

4 декабря 2017 года на презентации в Мультимедиа Арт Музее книжный мир и читатели впервые узнали о БОМБОРЕ. Так началась наша история.
Мила Максалиева
экс-директор по маркетингу БОМБОРЫ
— Параллельно ребрендингу мы провели среди редакторов обучение по психографике — изучению потребителей
на основе их интересов. Это позволило оценить аудиторию до создания книги и делать более выверенные обложки
и верстки.

4 декабря 2017 года на презентации в Мультимедиа Арт Музее книжный мир и читатели впервые узнали о БОМБОРЕ. Так началась наша история.
Мила Максалиева
экс-директор по маркетингу БОМБОРЫ
РАССКАЖИ!