Приглашаем вас заглянуть на рабочую кухню типографий и вместе с книгой пройти весь путь от одной печатной машины к другой.

О мире корешков, капталов, разных сортов бумаги и картонных сторонок рассказывает наш заместитель директора по производству Людмила Каменская.
Заместитель директора
по производству
Людмила Каменская
К примеру, есть типографии, которые не делают твердые переплеты. Или на некоторых производствах нет рулонных печатных машин, а это значит, что там нельзя напечатать книги на тонкой и пухлой бумаге.
Выбор типографии зависит от целого ряда факторов.
Один из главных — наличие необходимого оборудования.
Мы печатаем книги в типографиях по всей России:
на Ульяновском полиграфическом комбинате, Чеховском печатном дворе, типографии РИДО в Поволжье и многих других.
Типография в Венгрии — одна из лучших в Европе, мы давно сотрудничаем с ними. И они прекрасно справились с задачей: книга получилась очень красивой! Вместе с редактором Елена принимала участие в контроле качества печати, специально приезжала на печать тиража.
Где печатаются книги БОМБОРЫ
Не все типографии делают эксклюзивную отделку:
золочение обрезов, фигурную вырубку твердого
переплета. Большое значение имеет качество печати, загрузка типографии и ценовая политика.
Нам было очень важно, чтобы качество печати было на высоком уровне: малейшие изменения в цветопередаче могли дезинформировать читательниц в оттенке тона, помады, румян, теней.
К тому же у книги необычная обложка — тканевая, с блинтовым тиснением и цветной наклейкой.
А еще иногда мы пользуемся услугами зарубежных типографий. К примеру, книгу Елены Крыгиной «Макияж» мы печатали в Венгрии.
Как выбираем типографию
К примеру, есть типографии, которые не делают твердые переплеты. Или на некоторых производствах нет рулонных печатных машин, а это значит, что там нельзя напечатать книги на тонкой и пухлой бумаге.
Выбор типографии зависит от целого ряда факторов. Один из главных — наличие необходимого оборудования.
Мы печатаем книги в типографиях по всей России: на Ульяновском полиграфическом комбинате, Чеховском печатном дворе, типографии РИДО в Поволжье и многих других.
Типография в Венгрии — одна из лучших в Европе, мы давно сотрудничаем с ними. И они прекрасно справились с задачей: книга получилась очень красивой! Вместе с редактором Елена принимала участие в контроле качества печати, специально приезжала на печать тиража.
Не все типографии делают эксклюзивную отделку:
золочение обрезов, фигурную вырубку твердого
переплета. Большое значение имеет качество печати, загрузка типографии и ценовая политика.
Нам было очень важно, чтобы качество печати было на высоком уровне: малейшие изменения в цветопередаче могли дезинформировать читательниц в оттенке тона, помады, румян, теней.
К тому же у книги необычная обложка — тканевая, с блинтовым тиснением и цветной наклейкой.
Где печатаются книги БОМБОРЫ
А еще иногда мы пользуемся услугами зарубежных типографий. К примеру, книгу Елены Крыгиной «Макияж» мы печатали в Венгрии.
Как выбираем типографию
К примеру, есть типографии, которые не делают твердые переплеты. Или на некоторых производствах нет рулонных печатных машин, а это значит, что там нельзя напечатать книги на тонкой и пухлой бумаге.
Выбор типографии зависит от целого ряда факторов. Один из главных — наличие необходимого оборудования.
Мы печатаем книги в типографиях по всей России: на Ульяновском полиграфическом комбинате, Чеховском печатном дворе, типографии РИДО в Поволжье и многих других.
Типография в Венгрии — одна из лучших в Европе, мы давно сотрудничаем с ними. И они прекрасно справились с задачей: книга получилась очень красивой! Вместе с редактором Елена принимала участие в контроле качества печати, специально приезжала на печать тиража.
Не все типографии делают эксклюзивную отделку: золочение обрезов, фигурную вырубку твердого переплета. Большое значение имеет качество печати, загрузка типографии и ценовая политика.
Нам было очень важно, чтобы качество печати было на высоком уровне: малейшие изменения в цветопередаче могли дезинформировать читательниц
в оттенке тона, помады, румян, теней.
К тому же у книги необычная обложка — тканевая, с блинтовым тиснением и цветной наклейкой.
Где печатаются книги БОМБОРЫ
А еще иногда мы пользуемся услугами зарубежных типографий. К примеру, книгу Елены Крыгиной «Макияж» мы печатали в Венгрии.
Как выбираем типографию
На этом этапе происходит изготовление печатных форм — специальных металлических пластин. На них переносится вся информация с компьютерного макета.

Сложнее обстоят дела с печатью цветных иллюстраций. На каждую пластину с помощью лазера записываются изображения разных цветов — голубое, желтое, пурпурное и черное. После этого пластины проявляются специальным раствором. Это технология называется «Computer to Plate»
или сокращенно CtP.

Параллельно в типографии идут подготовительные работы. Например, акклиматизируется бумага. Ей требуется около суток, чтобы принять температуру и влажность воздуха помещения. Также в типографии режутся на нужные размеры материалы для обложки и изготавливаются клише для тиснения.
Готовые формы устанавливаются в печатные машины, где на них подается краска. Бумага проходит по очереди через секции, под давлением соприкасается с формой и на ней остается изображение.

В результате из печатной машины выходит полуфабрикат — отпечатанный лист или уже готовая тетрадь книги, в которой может быть от 16-ти до 64-х листов.

Один условный печатный лист равен 16 листам формата A4, заполненными текстом с размером шрифта 14 пунктов и межстрочным интервалом 1,5.
На этом этапе листы собирают в блок. Для этого их фальцуют — сгибают несколько раз до тех пор, пока не получится тетрадка с размером страницы будущей книги. Делают это на специальном оборудовании — фальцевальных машинах.

Затем сфальцованные тетради поступают на подборочную машину, которая складывает их в определенном порядке. Другая машина — ниткошвейная — сшивает тетради. В итоге получается почти готовый книжный блок.

К первой и последней страницам блока приклеивается форзац — сложенный вдвое лист плотной бумаги. Чуть позже он соединит книжный блок с переплетом. Далее блок проходит ряд специальных операций: корешок дополнительно скрепляют, придают округлую форму, приклеивают кусочек марли и каптал.
Объединяет обложку с листами вставочная машина. Далее книгу помещают на несколько часов под пресс. Это нужно для того, чтобы форзац прочно приклеился
и корешок книги правильно сформировался.
Все, книга готова!
Допечатная подготовка
2
Печать
3
Брошюровка и переплет
1
Параллельно с изготовлением блока делается переплет. На этом этапе в дело вступает крышкоделательная машина и из заранее подготовленных картонных сторонок и бумаги, ткани или искусственной кожи создается обложка.
4
СПРАВКА
Каптал — белая или цветная лента с округлым краем, которая используется для крепления книжного блока к переплету. Она придает конструкции книги дополнительную надежность.
Путь книги от макета
до готового издания
От издательства в типографию книга поступает в виде электронного макета. После его проверки начинается технологическая магия — запускается процесс печати.
Заместитель директора
по производству
Соединение переплета с блоком
Людмила Каменская
Печать книги — это сложный совместный труд машин
и человека. Тут, как и везде, случаются ошибки: неисправность станка, некачественная бумаги. Иногда вмешивается «человеческий фактор».

Например, если сотрудник типографии ошибется в расчетах количества краски, то цвет текста в книге получится разных оттенков. А если произошел сбой в работе подборочной машины, — можно получить книгу с повторяющимися страницами.

Если брак можно исправить, то книги возвращаются в типографию для устранения дефектов. Если это невозможно, то тираж перепечатывают, а книги утилизируют.
Как и почему возникает типографский брак
От чего зависит выбор бумаги
Заместитель директора
по производству
Решение о выборе бумаги принимают редактор и технолог. На чем будет напечатана книга зависит от многих факторов: бюджета, дизайнерской концепции и назначения книги.

Все виды бумаги мы не перечислим, но те, которые используем для печати наших книг, назовем.
Людмила Каменская
Газетная бумага. Это самый бюджетный вариант. На ней мы печатаем недорогие книги с небольшим количеством иллюстраций.
Типографская бумага. Если в книге мало иллюстраций и невысокая себестоимость, то мы, скорее всего, выберем ее. На такой бумаге мы печатаем покет-буки и недорогие книги в твердом переплете.
Пухлые бумаги. И это не обзывательство! Это бумаги разных сортов, которые отличаются большей толщиной листа и меньшим весом. Они экономят деньги издателям, а читателям — свободное от тяжести место в сумке.
Офсетная бумага. Бывает двух видов: «люкс» и «эконом». Люксовые бумаги очень белые, гладкие и имеют отличные печатные свойства. «Рабочими лошадками» являются офсетные бумаги подешевле. У них ниже белизна и есть небольшие недостатки, например, пыльность или сорность.
Мелованная бумага. Это королева бумажного мира. Она самая дорогая и самая качественная. Печать на такой бумаге выглядит сочнее и насыщеннее, картинки передают больше оттенков и можно рассмотреть даже мелкие детали. Ее мы используем для печати дорогих подарочных книг с большим количеством иллюстраций.
Писчая бумага. От газетной и типографской ее отличает высокая гладкость и белизна. В книгах с любимыми всеми читателями белыми страницами используется именно она. Газетная бумага. Это самый бюджетный вариант. На ней мы печатаем недорогие книги с небольшим количеством иллюстраций.
Самые дорогие полиграфические материалы — это дизайнерские бумаги, тонированные бумаги и различные переплетные материалы.
СПРАВКА
Мария Клава-Янат
Я, как и мои коллеги, люблю использовать различные интересные материалы в работе для того, чтобы обложка получилась не только графически интересной, но была также «тактильной» и ее хотелось потрогать.

Считаю, что «спецэффекты» очень нужны для оформления современной книги, так как сегодня довольно трудно привлечь взгляд покупателя, пресыщенного различным визуальным контентом.
Создавая обложки для книг знаменитого психотерапевта Ирвина Ялома, мне захотелось использовать фольгу в необычном ключе — положить ее сложными абстрактными фактурами, чтобы получить не традиционный эффект солидности, а для того, чтобы подчеркнуть уникальность автора, глубину, авангардность и некоторую загадочность его работ. Пленка «Вельвет» для этой книги на тактильном уровне дополнила мое ощущение от его книг.
Еще один вариант применения фольги получился на обложке «WABI SABI». Идея была в том, чтобы дополнить фактуру изображения затертой золотой краски тиснением фольгой, получив необычный двойной эффект от их сочетания, который хорошо вписался в общую концепцию книги.
Какая бумага бывает
Художественный редактор
«Гарри Поттер. Трехмерная карта Хогвартса и Хогсмида» — самая сложная в исполнении книга БОМБОРЫ. Каждый разворот — это трехмерная модель мира, созданного Джоан Роулинг. На ваших глазах поднимаются картонные башни Хогвартса и Запретный лес.
Самый сложный проект
Как правило, чем толще книга, тем больше затраты на материалы. К примеру, в издании «Профессиональный шеф. Кулинарный институт Америки» 1232 страницы!

В книге найдут полезные советы о приготовлении блюд и составах продуктов как практикующие повара,
так и любители.
Самая дорогая в производстве книга
У издания на обложке стерео-варио наклейка, которая создает эффект движения и объема.
Обложка книги отпечатана по металлизированной пленке, создающей эффект свечения изображения.
Книги продаются в необычной деревянной коробке. Это манускрипт, рассказывающий историю появления джедаев и их методы использования Силы в целях защиты Галактики.
Наш рейтинг самых необычных в печати книг
Вселенная Гарри Поттера на страницах
«Трехмерной карты Хогвартса и Хогсмида»
Самое необычное оформление обложки
Аромат дают целлюлоза и лигнин, входящие в состав. Лигнин — вещество с аромосвойствами, которое содержится в клетках растений и водорослях.
Запах бумаги
Своим ароматом она обязана смолам, маслам и органическим растворителям.
Запах краски
Например, некоторые обложки покрываются лаком, который имеет специфический аромат.
Дополнительные вещества
Заместитель директора
по производству
Когда мы первый раз открываем новую книгу, мы чувствуем совокупность этих запахов. Интересно, что у каждого издания свой аромат. Например, книга
в твердом переплете пахнет иначе, чем карманный бумажный томик или подарочная фотокнига.
Людмила Каменская
Чем пахнут новые издания
2
3
1
Теперь, когда новая книга окажется у вас в руках, вы сможете взглядом эксперта оценить бумагу и обложку, распознать запах свежей краски и сложность тиснения.

И хотя все секреты раскрыты, волшебство свеженапечатанного издания никуда не исчезает: вас все также ждут мурашки от шелеста страниц и погружение в книжные миры с головой.