• Статьи
  • 12 августа 2022
  • 5 мин.

О белых рабах Америки

И обездоленные, и знать: как становились рабами обычные англичане

Внизу еще много интересного

Борец за права чернокожих Букер Вашингтон — внебрачный сын чернокожей рабыни и неизвестного белого. Как и миллион других рабов, его ждали непосильный труд, жизнь в лачуге, где спят на полу и едят руками, и грубая льняная рубашка, что впивается в плоть как сотня булавок. После Гражданской войны Вашингтон получил свободу, работал на соляных приисках и учил грамоту по ночам. Упорство помогло достичь невозможного: спустя несколько лет он выступил с эпохальной речью о расовом мире на международной выставке в Атланте.

Его книга«Восставая из рабства» — это история миллионов людей, которые рождались и умирали, не зная свободы. Женщин, которые пахали на плантациях и не видели своих детей. Торговцев рабами, которые сами попадали в неволю. Пожилых слуг, которых считали за имущество, часть домашней обстановки.

Вместе с историями чернокожих Вашингтон рассказывает о менее известном порабощении белых в Америке.

Вернуть беглого белого

Во время недавнего визита в Балтимор в мои руки попала копия старой газеты 1773 года. В номере были опубликованы пара новостей и несколько объявлений, которые меня заинтересовали. Одно из них выглядело примерно так:

Вознаграждение 10 фунтов

6 июля у владельца, проживающего в 8 милях от Джоппы в округе Балтимор, пропал ирландский слуга по имени Оуэн Маккэрти. Возраст 45 лет, рост — 5 футов 8 дюймов, смуглый цвет лица, длинные черные волосы с сединой, заметный синяк под правым глазом. Ушел в коротком коричневом пальто с подкладкой из красной фланели. Также на нем были брюки, заплатанные на коленях, белая рубашка, ношеные сапоги и старая фетровая шляпа. Раньше был рабом в разных частях Америки, имеет хорошее представление о стране. Тот, кто обнаружит этого слугу и препроводит его к Александру Коуэну или Джону Клейтону, торговцам в Джоппе, или же передаст непосредственно владельцу, получит в качестве вознаграждения за труды и оплаты накладных расходов 5 фунтов, если это произойдет в пределах графства, а если за пределами — 10 фунтов.

Пахать в обмен на право жить

Подобно большинству я и не предполагал о существовании белых рабов. Долгое время в моем сознании слово «рабство» ассоциировалось исключительно с темным цветом кожи. У меня не было ни малейшего представления о том, что в Америке когда-либо покупали и продавали кого-то, кроме индейцев и негров.

Однако факт остается фактом. Темнокожих невольников привезли в первое поселение англичан в Америке Джеймстаун через двенадцать лет после его создания. А система белого рабства существовала задолго до этого. Большинство работ на плантациях и в других местах сначала выполняли белые невольники, которых привозили из Англии и продавали на рынках наряду с другими товарами. Вот что историк Хьюберт Бэнкрофт пишет по этому поводу:

Условное рабство, по договорам или соглашениям, с самого начала существовало в Вирджинии. По отношению к своему хозяину слуга находился в положении должника, обязанного оплачивать право на жизнь путем полного представления своих сил на благо кредиторов. Поставка белых слуг была хорошим бизнесом. Их покупали в Англии. А группа людей, прозванных демонами, обманывала студентов, слуг и бездельников, уговаривая отправиться в Америку — страну всеобщего изобилия. Наравне с темнокожими, их продавали с кораблей, словно лошадей на ярмарке. В 1672 году средняя цена на белых рабов была десять фунтов, на темнокожих — двадцать пять.

Продать и обездоленных, и знать

Известно, что ловкачи опустошали богадельни и тюрьмы, чтобы поставить рабочих в колонии Вирджинии, Южной Каролины и Джорджии. Но не только обездоленные попадали в неволю, отправляясь в английские колонии в Америке. Многие из них были политическими заключенными и даже знатными людьми. Тот же историк пишет:

Этот способ обращения с англичанами был настолько обычным, что в качестве рабов в Новую Англию направлялись не только шотландцы, взятые в плен на поле Данбара, — роялисты, захваченные в битве при Вустере, и лидеры восстания в Пенруддоке тоже отправлялись в Америку на невольничьих кораблях.

Выжить на невольничьем корабле

В те времена в Штатах существовало немало мест, где можно было приобрести ирландского раба. Страна нуждалась в рабочей силе, поэтому страдания этих несчастных по пути к землям Америки были ничуть не меньше тех испытаний, что выпадали на долю невольников на кораблях, идущих из Африки.

«Вывоз ирландских католиков, — замечает Бэнкрофт, — был частым явлением и сопровождался ужасами дороги, едва ли уступающими жестокости африканской ра- боторговли». В 1685 году, когда около тысячи заключенных были приговорены к отправке в Новую Англию за участие в восстании Монмута, «влиятельных людей при дворе отправили в рабство как обычных невольников».

Заключение. Стихийный переход к черному рабству

Постепенный переход от рабства белых к рабству черных происходил стихийно и без особых препятствий. Вначале положение белого и темнокожего раба в большинстве случаев не различалось, за исключением того, что один попадал в неволю на определенный срок, а другой пожизненно.

Со временем черное рабство стало все сильнее отличаться. Условия жизни белых невольников постепенно улучшались, а вот существование темнокожих неуклонно менялось к худшему. Наконец, к концу восемнадцатого века черное рабство почти полностью заменило белое во всех южных штатах.

Как погибали невольники в трюмах кораблей? Как рабов пытали и мучали, но несмотря на страх смерти, они продолжали бороться? Кто придумал систему «Подземная железная дорога», благодаря которой сотни рабов сумели сбежать от своих хозяев? И какие ужасы пришлось преодолеть на пути из трюмов невольничьих кораблей до трибун парламента США? Рассказывает бывший раб, писатель и Букер Вашингтон в книге «Восставая из рабства».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!