• Статьи
  • 25 июля 2022

Как женили крепостных известные аристократы

В построении, по команде, за деньги и чтоб без кровосмешения!



Внизу еще много интересного

Во время крепостничества в России было два типа людей. Они жили бок о бок, но пользовались совершенно разными правами. Одних продавали, замучивали до смерти, женили на незнакомцах, отдавали в солдаты и разлучали с детьми. Вторые могли распоряжаться чужими жизнями.

Крепостное право и его влияние на жизнь людей исследует историк Ника Марш в книге «Крепкие узы. Как жили, любили и работали крепостные крестьяне в России». Вот что она рассказывает об известных помещиках — Суворове, Голицыне и Бестужеве-Рюмине — и их вмешательстве в крестьянские дела любовные.

Полководец Суворов: равняйсь, смирно, женись!

Историю о том, как женили крепостных — в построении да по команде, — часто связывают с именем русского полководца Александра Васильевича Суворова. 

По городской легенде, крестьян не спрашивали, хотят ли они жениться. Девушек и парней строили в два ряда, а затем командовали, как солдатам, чтобы они взялись за руки. Так получались пары. Приходской батюшка был уже на месте и быстро венчал «женихов и невест». Вопрос брака двух десятков молодых крепостных решался за несколько минут.

Документального подтверждения этому анекдоту нет. Но точно известно, что Суворов на самом деле определял, кому следует жениться. И принимал в решении этого вопроса самое непосредственное участие.

Сохранились сведения, что Суворов выделял по червонцу тем, кто вступал в брак: чтобы обжились, обзавелись самым необходимым. И очень любил, если крестьяне заводили большие семьи. «Крестьянин богат не деньгами, а детьми… от детей ему и деньги», — писал Суворов в одном из своих писем. Дети крепостного — будущие работники. Значит, их действительно должно быть больше. С этой точки зрения рассуждения Суворова-хозяйственника вполне справедливы.

А еще во владениях полководца сложился «половой перекос»: мужчин было намного больше, чем женщин. Тогда Суворов отдал приказ: «Парни как дубы выросли. Купить им будущих жен!» Управляющий взял под козырек и быстро подыскал девиц. Приоритет отдавался молодым, здоровым и плодовитым. По этой причине девственность роли не играла. Если у молодой особы имелся ребенок, это считали даже за благо: значит, не «ялица», то есть может производить потомство. Из приобретенных девиц и местных парней затем создавались семьи.

Фаворит императрицы Бестужев-Рюмин: на сторону можно, но с разрешения

Фаворит императрицы Анны Иоанновны, фактический глава правительства Курляндии в 1715–1728 годах Петр Бестужев-Рюмин разработал для своих владений закон. Пожелал уйти в другие угодья за женой или за мужем — обязан откупиться. Сразу и немедленно: пять рублей. По меркам XVIII века это были большие деньги, платить их могли единицы. Препятствие почти непреодолимое! Но ведь помещик этого и добивался.

Когда Бестужев-Рюмин попал в опалу и стал проводить много времени в своих новгородских имениях, он занялся увлекательным делом — придумывал законы. Работал каждый день и в 1731 году представил «Инструкцию» обо всем, что касалось крепостных, в том числе и их браков.

По «Инструкции» Бестужева-Рюмина женить и выдавать замуж полагалось к двадцати годам, не позже. Возрастные рамки появились не просто так. Природа брала свое: молодые да холостые начинали встречаться. «Девки впадают в блуд, — писал Бестужев-Рюмин, — и для того крестьянам детей своих содержать в крепости и страхе… И ежели прежде 20 лет от бесстрашия отцова и несмотрения матери (девка) впадет в блуд, за то и отцу, и матери, и девке, и блуднику… ежели изобличается… при собрании людей жестоко наказаны будут».

Было в «Инструкции» и такое уточнение: «Пусть выходят на сторону, только просят об этом соизволения». Внести уточнение пришлось потому, что среди владений барина оказались и весьма отдаленные села, где явно не хватало женихов и невест. Плюс, если бы все крестьяне женились между собой, это неизбежно привело бы к кровосмешению.

Князь Голицын: перемешать и все поделить

В 1826 году в матримониальные планы своих крепостных решил вмешаться и князь Голицын. Его управляющий подсчитал: во владениях князя с избытком бедных дворов, которые платежеспособностью не отличаются. А оброк надо собирать! Но есть и зажиточные! Посидев над бумагами, Голицын принял решение. Надобно крестьянское добро перемешать. Перераспределить. Путем брака, конечно!

«Первостатейных крестьян к выдаче дочерей своих за несостоятельных… крестьян в замужество… — писал барин указание управляющему, и тут же пояснял, что будет, если его господская воля не исполнится. — Девок, которые избегают замужества, прикажу отправить для выдачи в другие вотчины или перевести их… на суконную фабрику».

Но лично помещики все-таки редко вмешивались в брачные дела крепостных. Только если имение небольшое или владелец, например, был вынужден убивать в нем время Как было с упомянутым Бестужевым-Рюминым. В волостях женитьбы крепостных устраивали по своему усмотрению управляющие или старосты.

В XVIII и XIX веках помещики могли браком и наказать. Например, женить красавца на дурехе и грязнуле, выдать замуж молодую крестьянку за старика.

Можно ли было жениться вообще без разрешения? Сколько стоил крепостной крестьянин? Все ли крепостные были безграмотны? Подробно и увлекательно о крепостничестве на Руси рассказывает историк Ника Марш в книге«Крепкие узы. Как жили, любили и работали крепостные крестьяне в России».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!