25 сентября 2021

Энди Уорхол, вечная молодость и Coca-Cola: как поп-арт занял главное место в искусстве XX века

Рассказываем, как ветчина и пылесос стали искусством, что такое поп-арт и причем тут Coca-Cola.

В Америке в 1960-е годы стали активно развиваться технологии, в больших количествах производились товары, которые облегчали жизнь домохозяек, индустрия развлечений стала доступной большему количеству людей, а телевидение вошло в каждый дом. О том, как это повлияло на искусство расскажет Алина Аксенова, автор книги «Искусство XX века». Делимся работами Энди Уорхола (и не только) и рассказываем, как реклама стала искусством.

Как все начиналось?

На дворе двадцатый век. И шедеврами уже считаются не только картины Микеланджело и Леонардо да Винчи. На смену классическому искусству приходят совсем другие произведения. Какие? Например, известный коллаж из журнальных вырезок Ричарда Гамильтона «Что делает наши дома такими разными, такими привлекательными». Здесь вы найдете рекламу ветчины и пылесосов, молодости и красоты, леденцов на палочке и бобинных магнитофонов — всё узнаваемо и понятно. Этот коллаж 1956 года обозначил культурные ориентиры грядущего десятилетия, и от абстракции маятник искусства качнулся в сторону предметности.

Товары массового потребления, увековеченные Гамильтоном, стали героями поп-арта, который займет главное место в искусстве 1960–1970-х годов, но не в Европе, а в США. Благодаря экономическому росту после войны Америка заняла ведущие позиции как на политической сцене, так и в искусстве.

Ричард Гамильтон. Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными? 1956 г. Музей искусств, Тюбингем
Ричард Гамильтон. Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными? 1956 г. Музей искусств, Тюбингем

Искусство или рекламный плакат?

Звезда поп-арта взошла в 1962 году, когда Энди Уорхол, изобразил стоящие в ряд бутылки кока-колы, тем самым сделав предметом искусства вещь с коммерческим имиджем. Выбрав самый американский и самый узнаваемый бренд, художник обратился к герою своего времени: любителю приобретать.

Изобразив известную всем бутылку, художник взял лишь её оболочку, за которой не видно самого напитка, но в этом и заключается философское содержание произведения. Поп-арт расцветает в обществе потребления, в котором возникли совершенно новые ценности и ориентиры.

Энди Уорхол. Зелёные бутылки кока-колы. 1962 г. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Энди Уорхол. Зелёные бутылки кока-колы. 1962 г. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк

Пока, Диор. Привет, массмаркет!

Энди Уорхол был не только художником, но и дизайнером. Кстати, у него неплохо получалось. Так как нью-йоркские девушки обычно меняли наряды по несколько раз за день, Уорхол разработал модель удобного бумажного платья, которое способно поместиться в небольшой сумочке. Необычность платьев заключалась в том, что выпускались они белыми, и с помощью красок можно было создать собственный дизайн.

Придуманное Уорхолом платье не было оригинально скроено. Такой фасон прошёл через все 1960-е, заявив о победе мини над пышными юбками от Кристиана Диора. Одежда стала более демократичной, сексуальной и инфантильной. Дорогим нарядам от кутюрье стали предпочитать одежду массового производства, в повседневный женский гардероб вошли брюки. В эти годы изменился идеал женской красоты: образ зрелой женщины с большой грудью был вытеснен юностью и худобой, и лицом эпохи стала Твигги. Именно в это десятилетие сложился невероятный культ молодости, и искусство поп-арта ориентируется на любовь молодежи к яркому, вызывающему, свободному и приносящему удовольствие.

Энди Уорхол. СУПерплатье. 1966—1967 гг. Частная коллекция
Энди Уорхол. СУПерплатье. 1966—1967 гг. Частная коллекция

Узнать больше не только о произведениях поп-арта, но и о других направлениях в искусстве XX века поможет книга «Искусство XX века».

Мир должен знать, что вы читаете!

По материалам книг

Подписка

Узнай о новинках первым!