Автор блокнота «Мои музейные заметки», научный сотрудник музея и блогер Сати Епремян о том, почему музеи созданы для детей и всех, кто помнит, как ими быть

Однажды на выставке поп-арта в «Перинных рядах» я уставилась на ширинку Мика Джаггера. Это была обложка для альбома Sticky Fingers группы Rolling Stones от Энди Уорхолла. Кажется, ширинка была совсем не Мика, но это неважно. Молния на ширинке свободно расстегивалась и застегивалась, нещадно царапая пластинку, и один из треков из-за этого невозможно было проиграть. Всю первую партию Sticky Fingers пришлось списать и развесить по музеям. Как символ.

Давайте признаем. Царапина на дорогостоящей пластинке ради прикола — это глупо. Писсуар посреди экспозиции — это бред. Консервная банка на постере — я вас умоляю.

Искусство — это вообще не про взрослый рациональный мир.

БОМБОРА выпускает блокнот «Мои музейные заметки». Этот блокнот советует на время выбросить из головы, что вы — взрослая начальница или отец четверых детей.

Пока вы в музее, вы — ребенок. Присядьте в зале перед картиной, составьте саундтрек к выставке, приклейте на страницу с воспоминаниями смешной стикер в стиле «Страдающего Средневековья» и нарисуйте скетч!

Автор блокнота — инстаграм-блогер @museums_4_all Сати Епремян.

Мы поговорили с Сати о том, как научиться профессиональному ребячеству, зачем нужно искусство и почему иногда нагуглить произведение лучше, чем пойти смотреть на него вживую.

Для чего ходить в музей?

Многие люди думают, что музей — это строгие бабульки-смотрительницы и шкафы, в которых нужно оставлять свои вещи. А на самом деле, огромную часть музея мы даже не видим. Каждый день здесь делаются научные открытия! И вы тоже можете делать — свои личные. Мне искусство очень помогает познать себя.

Мой блокнот рассчитан на поход в музей родителей с детьми или просто взрослых, которые решили взглянуть на искусство с точки зрения детей, получить от этого удовольствие и записать потом свои впечатления.


А зачем записывать впечатления в блокнот, когда можно рассказать о них в соцсетях? Там же все увидят, какая я молодец, сходила в музей.

Сейчас, конечно, все можно просто написать в инстаграм или в заметках телефона. Но это не заменит бумагу. Вы же знаете, только «рукописи не горят». Это как с фотографиями. Мы можем хранить их на жестком диске, но бумажные фотографии — это другие тактильные и визуальные ощущения. К тому же, например, у меня мысль на бумаге льется совсем иначе, чем когда я печатаю на клавиатуре. Да и скетчи гораздо приятнее делать карандашами и другими «офлайн» предметами.

Я уверена, что совсем скоро человечество устанет от того, что все ушло в онлайн, и начнет с новой силой ценить то, что можно «пощупать».

Сколько времени нужно отвести на один поход в музей?

Я хожу в музеи часто, но провожу в них не больше часа. Если у вас нет возможности вернуться или билет слишком дорогой — тогда делайте перерывы, заходите в буфет, отвлекайтесь. Не устраивайте из похода в музей марафон. Иначе никакой пользы от этого не будет.

Я не считаю, что если мы пришли в музей с ребенком, то должны выучить все названия картин и имена художников. Мы изучаем атмосферу, цвета, мазки. Ведь главное — найти то, что тебе нравится, и получить от этого удовольствие.

Гуглить Да Винчи вместо того, чтобы ехать в Лувр — это нормально?

К возможности нагуглить любое произведение искусства, онлайн-музеям и 3D-турам я отношусь просто отлично. Иногда лучше исследовать Мону Лизу на экране компьютера, рассмотреть все мазки и прочитать про нее все, что душе угодно, чем выстоять в очереди 2 часа и увидеть ее силуэт издалека за тремя стеклами.

Но у оригинального произведения есть своя энергетика. Это как с книгами — я вот, например, не могу читать электронные книги, только бумажные. Смотреть на оригинал — это совсем другое, нежели смотреть на экран. К тому же, если это не такие великие шедевры, как Мона Лиза, то они, скорее всего, не будут тщательно отсканированы. Лучше посмотреть на них вживую, подумать, как это сделано, найти подпись автора — ведь это все ужасно интересно!


«Ожившие полотна» и другие мультимедийные выставки — это адекватная замена музеям?

В принципе, ничего плохого в этом формате я не вижу. Это неплохое времяпровождение — полежать, послушать музыку, посмотреть на красивый видеоряд.

Но в текстах на таких проектах очень много ошибок — видимо, информация берется из Википедии. К созданию «Живых полотен» не привлекаются профессиональные кураторы и искусствоведы, их делают любители. Поэтому ходить туда можно разве что для атмосферы.

Вы учились на эксперта по оценке ценности произведений искусства. Как отличить оригинал от подделки?

Обычно у людей, которые специализируются на оценке произведений определенного периода, уже натренировано чутье — они могут просто посмотреть и сказать, подделка это или нет. Но чтобы доказать свою правоту, они делают рентгенографию, ультрафиолет, оценку дерева. По дереву очень легко узнать, сколько ему лет. Мастера подделок об этом знают и часто усложняю экспертам задачу, находя дерево того самого периода, когда творил подделываемый автор. Поэтому работа по оценке требует времени.

Еще у произведения должен быть провенанс — документированная история происхождения, и ее тоже нужно проверять на достоверность.


Стоит ли объяснять ребенку современное искусство?

С маленьким ребенком 4-5 лет лучше поискать цвета или закрыть табличку с названием и придумать произведению новое. Не нужно раскрывать весь символизм абстракции: «Вот этот красный пирог — символ коммунизма, а тут можно увидеть серп и молот». К этому он придет сам, но чуть позже. Главная задача похода в музей с детьми — оставить у них впечатление, что музей это интересно, и помочь развить художественный вкус.

Подробнее о блокноте «Мои музейные заметки»