• Статьи
  • 9 августа 2021

Несчастная любовь, друзья-крестьяне и восемьдесят этюдов: как создавался первый шедевр Ван Гога

Рассказали, что творилось в жизни художника незадолго до того, как он написал картину «Едоки картофеля»

Внизу еще много интересного

В середине прошлого века единственный племянник Ван Гога передал искусствоведам свой дневник. В нем он поделился письмами, которые Винсент Ван Гог писал родственникам, и подробно описал карьеру, творческие искания и муки знаменитого родственника.

На основе дневниковых записей итальянский историк искусства Костантино Д’Орацио написал книгу «Таинственный Ван Гог». В ней он рассказал о великих полотнах и событиях в жизни художника, которые предшествовали их созданию. Вот что мы узнаем о самом первом шедевре Ван Гога — картине под названием «Едоки картофеля». 

Акт первый. Любовь

В июле 1884 года мать Ван Гога оказалась прикована к постели. Винсент бросил все силы на то, чтобы ухаживать за ней. Творчество временно отошло на второй план.

Мать художника учила женщин шитью. На время болезни ее заменила Маргарета Бегеманн, которую все звали Марго. Но несмотря на замену, уроки по-прежнему проходили в доме Ван Гогов. Там-то Марго и заметила, как нежно Ван Гог заботился о матери. Девушка влюбилась, а Винсент с радостью отдался отношениям, предоставив ей всю инициативу.

Марго стала всюду сопровождать друга-художника. Она восхищалась Винсентом и радовалась любой возможности побыть рядом. Заметим, что женщина была старше художника на двенадцать лет, не бывала замужем и жила с мамой и сестрами.

Акт второй. Удар по репутации

У родственников Марго Ван Гог особого доверия не вызывал: неопрятный, в изношенных башмаках и грязной рубашке, от него воняло красками, а ногти были чернее, чем у крестьян. Не подкупало даже и то, что их Марго искренне его обожала. Вскоре Ван Гог действительно наломал дров: слишком поторопился с предложением и получил отказ.

Художник не мучался: сильных чувств к даме он не испытывал. Она же впала в отчаяние: злилась на мать, разлучившую с возлюбленным, и паниковала, что больше не встретит достойного мужчину.

Во время очередной прогулки с Марго случился припадок. Винсент бросился к ней и обнаружил, что она приняла яд: уж лучше умереть, чем жить в одиночестве! Ван Гог оказал девушке помощь — ее стошнило — и отвез к родителям. Чтобы избежать слухов и позора, они отправили Марго лечиться в другой город. Однако ее неожиданное отсутствие бросило тень на Ван Гога.

До этого эпизода люди спокойно относились к чудаку, который без цели шатался по деревне, искал гнезда в лесу, подолгу наблюдал за ткачами и часто уходил в поля с мольбертом и палитрой. Но попытка Марго покончить с собой стала серьезным ударом по его репутации.

Акт третий. Странная дружба

После истории с Маргаретой Бегеманн Винсент ушел в себя. Единственными людьми, с которыми он общался в то время, были крестьяне из бедной семьи Де Гроот. Они по-прежнему относились к художнику с добротой, несмотря на то что почти весь поселок отвернулся от него. В довесок к другим странностям художника никто не понимал, чем его так привлекала убогая жизнь брабантских крестьян. Но именно им было суждено стать героями первого шедевра Ван Гога — картины «Едоки картофеля».

Семейство Де Гроот — это мать Корнелия и дети: Хендрикус, Патер, Гордина и ее маленькая дочка. Впятером они жили в крошечном деревянном бараке, покрытом ветхой соломенной крышей.

С ноября 1884-го по начало 1885 года Винсент Ван Гог работал без устали: помимо семи натюрмортов он написал двадцать восемь портретов крестьянок и две фигуры в полный рост, три мужских бюста и столько же изображений в полный рост, около пятидесяти этюдов голов и рук. Все это было колоссальной подготовкой к созданию «Едоков картофеля».

«Я должен написать пятьдесят голов, чтобы набить руку. Теперь как никогда я чувствую, что вошел в нужную колею».

Акт четвертый. Едоки картофеля

Финальных версий картины получилось две. Но лишь на самой последней стоит автограф художника. Сегодня работой можно полюбоваться в Музее Ван Гога в Амстердаме.

Члены семьи Де Гроот расположены асимметрично вокруг стола, но наша фантазия может начертить между ними воображаемый круг. Взгляды Гордины и ее брата пересекаются, образуя эффект театральных кулис, и помогают вывести из глубины круговое движение, которое смыкается на фигуре девочки, изображенной к нам спиной. Члены семьи расположены асимметрично вокруг стола, но наша фантазия может начертить между ними воображаемый круг. Пар поднимается от еще горячего картофеля и сгущается в треугольнике света от висящей над столом лампы.

«Я хотел, чтобы зритель мог почувствовать людей, поедающих картофель при свете лампады, чтобы он осязал, как руки, еще с утра копавшие землю, теперь тянутся к тарелке. Эта картина — о ценности ручного труда, о том, как крестьяне честным трудом зарабатывают себе на жизнь»

Был ли Ван Гог изгоем? И почему так и не получил признания при жизни? Секреты художника, спрятанные в ночных пейзажах и ярких полях, раскроет итальянский искусствовед Константино Д’Орацио в книге «Таинственный Ван Гог»

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!