• Статьи
  • 18 августа 2021

Сильные девушки, самолеты и свиньи: что объединяет мультфильмы Миядзаки

Рассказали о повторяющихся мотивах в фильмах культового японского аниматора.

Внизу еще много интересного

Его работы давно вырвались за пределы родной страны и покорили планету. Он предложил анимации волшебные, пьянящие миры и необычных глубоких героев. Его превозносят за талант и ругают за требовательность и жесткость. Все это — Хаяо Миядзаки, гениальный и противоречивый режиссер-аниматор из Японии.

Французский исследователь творчества Миядзаки Гаэль Бертон предлагает поближе познакомиться с тем, кто создал «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками», «Ветер крепчает» и другие шедевры. В книге «Вселенная Хаяо Миядзаки. Картины великого аниматора в деталях» он поделился редкими фактами из биографии мастера, подробно рассказал историю студии Ghibli и представил глубокое исследование сюжетов и визуальных деталей главных работ Миядзаки. Вот что говорит Бретон о мотивах, которые часто повторяются в культовых мультфильмах режиссера.

Чаще других животных в работах Миядзаки встречается свинья

Именно свинья — суть интриги в «Порко Россо». В свиней превращаются родители Тихиро в «Унесенных призраками». А в «Принцессе Мононоке» благородный бог-кабан становится мелким и глупым, да и молодняк постепенно превращается в обыкновенных свиней, утрачивая возможность разговаривать.

Миядзаки часто изображает свиньей себя самого, он даже свою студию назвал Butaya — «Свинкин дом». Во многих языках — японский не исключение — есть выражения, которые представляют свинью в неприглядном свете: грязным, глупым, эгоистичным, бессовестным, жадным, не избирательным, пожирающим все подряд животным. Видимо, похожие черты Миядзаки подмечает и критикует в себе.

В девяти фильмах аниматора появляются летающие аппараты

Примеры? Пожалуйста: планер «Мевз» главной героини «Навсикая из Долины ветров», летающий остров Лапута, волчок Тоторо, Котобус, метла ведьмочки Кики! А летающий дракон Хаку из «Унесенных призраками»? А незабываемый красный гидроплан из «Порко Россо»? Исключения — «Принцесса Мононоке» и «Рыбка Поньо на утесе».

Отец мультипликатора авиаинженер Кацудзи Миядзаки при жизни управлял компанией Miyazaki Airplane, которая среди прочего производила рули для японских истребителей. Так что совершенно неудивительно, что Хаяо с детства любил механику, машины и особенно — авиацию.

Женщины — стержень многих историй

Продюсер Тосио Судзуки не раз говорил: «Хаяо Миядзаки — феминист». В его фильмах много сильных и независимых героинь, которым не нужен мужчина. Ксяна сама командует армиями в «Навсикае из Долины ветров», Дора рулит пиратами в «Небесном замке Лапута», госпожа Эбоси руководит своим кланом в «Принцессе Мононоке», Юбаба управляет главной купальней в «Унесенных призраками». Каждой из них подчиняются мужчины, их боятся, уважают и никогда не ставят под сомнение их приказы. Для японской анимации 1980-х годов это весьма смело.

На фоне таких женщин мужчины у Миядзаки робкие, часто ежатся от страха и чем-то напоминают детей. Вспомните воздушных пиратов из «Порко Россо»: они немеют и даже краснеют, когда к ним приближается хрупкая Джина. Наделенные реальной властью мужчины у Миядзаки встречаются довольно редко. И тех часто спасают женщины, возьмите Хаула из «Ходячего замка» или Фудзимото из «Рыбки Поньо на утесе».

Большинство главных героев — дети

Среди центральных персонажей Миядзаки — лишь несколько взрослых. Это Люпен в фильме «Люпен III: Замок Калиостро», Марко в «Порко Россо» и Дзиро в «Ветер крепчает». Остальные главные герои — дети или подростки. Многие из них оторваны от семейного очага или растут без настоящих родителей. Зачастую их главными врагами становятся именно взрослые, которых ослепили жажда власти, эгоизм, амбиции.

В фильмах Миядзаки дети гораздо гуманнее взрослых. Непорочность, чистота, человеколюбие иногда мешают им понять, что движет старшими. А энтузиазм, отсутствие страха и ненависти вдохновляют на смелые поступки. Они боятся повзрослеть и превратиться в холодных, равнодушных и разочарованных людей.

Что на самом деле значит название студии Ghibli? Как болезнь и смерть матери отразились в работах мастера? И где посмотреть те фильмы Миядзаки, что не вышли на большой экран и которые нельзя добыть ни на DVD, ни в интернете? Узнайте в книге Гаэля Бертона «Вселенная Хаяо Миядзаки».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!