• Статьи
  • 28 сентября 2022

«Остров проклятых»: как Ди Каприо снимался в шедевре Скорсезе

Просмотр десятков фильмов, градация эмоций в кадре и запутанный сюжет — как мастер кино использовал все это в работе с актерами, читаем в статье.

Кадр из фильма Остров проклятых (2010)
Кадр из фильма Остров проклятых (2010)

Зарождение идеи

«Остров проклятых» — это история о двух федеральных приставах, которые направляются расследовать исчезновение пациентки из лечебницы для душевнобольных преступников на острове неподалеку от Бостона.

Однажды вечером, в 22:30, Мартин Скорсезе начал читать сценарий Лаэты Калогридис по детективному роману Денниса Лихэйна «Остров проклятых» (2003). Начал — и не смог оторваться.

«Как только я прочитал эту книгу, то понял, что по ней нужно делать фильм, — рассказывал Скорсезе. — Я тянулся к этой истории, как мотылек к пламени»

Книга была задумана Лихэйном как «дань уважения фильмам категории “Б” и макулатурному чтиву». Иными словами, это манна небесная для Скорсезе, который всегда готовил своих актеров и съемочную группу, показывая им классические фильмы.

Главная роль

Скорсезе писал о работе с Ди Каприо так:

«С Лео всегда интересно участвовать в процессе открытия. Интересно — но нелегко, потому что мы никогда не знаем, каким будет этот процесс, и поначалу он всегда пугает.

И потом пугает, когда Лео действительно погружается в этот процесс, и мы начинаем снимать все составляющие его слои. Вот такая же история приключилась и с «Островом проклятых».

Мне кажется, что к тому времени, когда мы закончили фильм, он был очень удивлен тем, насколько далеко в психологическом и эмоциональном планах мы ушли от исходного представления. Это, наверное, самый сложный фильм из всех, в которых он участвовал».

Наглядное пособие

«Остров проклятых» — это лента, которая более других творений Скорсезе, была сформирована в просмотровом зале.

Кадр из фильма Остров проклятых (2010)
Кадр из фильма Остров проклятых (2010)

Первая лента, которую Скорсезе показал Леонардо Ди Каприо, Бену Кингсли и Марку Руффало, была «Лора» Отто Премингера — о детективе (Дэна Эндрюс), который влюбляется в жертву убийства (актриса Джин Тирни).

Скорсезе был очарован тем языком тела, который продемонстрировал в фильме Эндрюс:

«Как он двигался в кадре! Плечи опущены, никогда никому не смотрит в глаза…»

Затем режиссер показал актерам классический нуар Жака Турнера «Из прошлого», в котором главные роли исполнили Роберт Митчем, Джейн Грир и Кирк Дуглас.

Он хотел, чтобы Ди Каприо снова обратил внимание на то, как двигался Митчем, который «никогда не пытается сосредоточиться на ком-либо, всегда оглядывается вокруг, потому что он всех подозревает»

Когда сеанс закончился, Ди Каприо зааплодировал и сказал Скорсезе:

«Это самый крутой фильм, который я видел в своей жизни».

Головоломка «Тедди»

Создание фильмов, которое когда-то было для Скорсезе способом взаимодействия с реальным миром, становится формой ухода от него. Сложный сюжет Лихэйна сделал историю малодоступной почти для всех участников.

Во время съемок Скорсезе много читал произведения Кафки, в частности его последний незавершенный рассказ «Нора». В нем речь идет о похожем на крота существе, бегающем по сложной системе туннелей, которые оно строило в течение всей своей жизни.

«Тедди был похож на гигантскую головоломку», — высказался Ди Каприо о своем персонаже.

Он называет его «этот бедный ублюдок» за череду кошмаров, через которые он проходит: едва не падает со скалы, катится по склону холма и т. п., переходя от одной жестокой реальности к следующей.

«Те несколько недель, которые провели на съемках, были самыми сложными в моей жизни. Работа была весьма напряженной, а фильм становился все мрачнее и все более эмоционально окрашивался — куда сильнее, чем мы ожидали», — говорил актер.

Однажды он повернулся к Скорсезе и сказал ему:

— Я понятия не имею, где я нахожусь. Что я сейчас делаю? Что тут творится?

Ожидания vs реальность

«Я думал, что это будет забавная картина. Но она оказалась весьма тревожной. Все дело в теме произведения — и природе разных уровней, которые мы должны пройти. Но такова уж природа кинопроизводства» Ди Каприо

Но Скорсезе советовал Лео не волноваться, снова поработать над сценой, сделать еще один дубль. Так они снимали раз за разом, толкая фильм вперед.

К концу работы они разработали простой числовой код (1, 2, 3), чтобы указывать, насколько экстремальным будет поведение персонажа в той или иной сцене.

«Это был процесс открытия — во всем». Мартин Скорсезе

Успешный тандем

Наверное, впервые за всю историю сотрудничества Скорсезе и Ди Каприо сила актерского мастерства последнего так явно подкрепляется мистическим очарованием образов, созданных фантазией Скорсезе.

«Остров проклятых» — редкий пример триллера, который в воспоминаниях производит большее впечатление, чем при просмотре. А может быть, это вполне естественно для фильма, насыщенного воспоминаниями? Есть фильмы, которые невозможно назвать новыми. Это просто старые фильмы, которые дождались своего часа.

Ну как, захотелось посмотреть фильм? А пересмотреть? Когда знаешь закулисную историю картины, сам киносеанс становится ярче.

Чтобы заочно побывать на съемочных площадках других произведений знаменитого режиссера, читайте книгу «Мартин Скорсезе. Главный “гангстер” Голливуда и его работы: от первой короткометражки до “Волка с Уолл-стрит”».


Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!