• Статьи
  • 11 июля 2022

Круговорот Медичи, Генрихов и Людовиков: как зарождалось искусство балета

В каком году родилась первая балетная постановка — 1581-м, 1796-м или 1801-м? Правильный ответ — в статье.

Внизу еще много интересного

В каком году родилась первая балетная постановка — 1581-м, 1796-м или 1801-м? Правильный ответ — в статье.

Эстеты, трепещите! В БОМБОРЕ вышла подробная энциклопедия «Балет. Иллюстрированная история». В этой книге мы собрали для вас самые яркие и важные этапы в развитии балета с его зарождения и до наших дней.

Кто придумал танцы на пуантах и почему они стали так популярны? Как политика и общество влияли на балет в разные года? И главное, кто и как творил его историю? Отправляйтесь в захватывающее путешествие во времени, чтобы познакомиться с главными деятелями этого искусства, от Чайковского до Барышникова, от Пьера Бошана до Галины Улановой — вот ваш «билет на балет»!

А пока рассказываем о том, как зарождалось искусство балета.

Первый французский балет — дело рук итальянца

Историю балета в том виде, к какому мы привыкли, можно проследить с начала шестнадцатого века: в 1533 году итальянка Екатерина Медичи вышла замуж за французского короля Генриха II. Им обоим было всего по 14 лет. Союз оказался несчастливым. Генрих был политически и эмоционально далек от жены.

Так Екатерина отдалась страсти к искусству. Кроме того, она считала, что придворные развлечения с их скрытыми посланиями и мотивами можно использовать, чтобы восстановить контроль монархии над дворянством.

В 1581 году камердинер королевской семьи итальянский композитор Бальтазар де Божуайе получил заказ на создание «Комедийного балета королевы». Заказчицей стала невестка Екатерины — Маргарита де Водемон. Де Божуайе подготовил постановку на пять с половиной часов. Она и считается первым балетом — хореографией, которая сочетается с сюжетом. В отличие от современных балетов, в этой постановке танцы перемежались пением и разговорными сценами. Такой стиль стал известен как «ballet de cour» — придворный балет.

Семнадцатый век — столетие балета для знати

В течение следующего столетия во Франции придворные балеты сохраняли популярность как развлечение для знати. К тому же они превратились в мощное средство политических аллегорических посланий.

Наибольшего расцвета балет достиг в годы правления Людовика XIV. В 1653 году в возрасте 14 лет Людовик выступил в 12-часовом спектакле «Ballet de la nuit» — «Ночном балете». Он сыграл роль Аполлона, после чего навсегда остался «королем-солнцем».

В 1661 году Людовик XIV основал Королевскую Академию танца. Ее возглавили тринадцать выдающихся балетмейстеров. Академия стандартизировала и систематизировала основы придворного танца.

Еще через восемь лет была создана Королевская музыкальная академия, также известная как Опера. В нее вошли певцы, музыканты и танцовщики из Королевской музыкальной академии. Именно здесь танцовщик и педагог Пьер Бошан впервые определил балетные положения ног — позиции — то, с чего и по сей день начинает каждый, кто учится балету.

Восемнадцатый век — балет как профессия

По мере того как балет становился все более организованным и структурированным, он превращался в профессию. Балеты ставили уже не только при аристократических дворах, но и в театрах для обычных зрителей, заплативших за билет. Во Франции балет продолжал процветать, но оставался в основном мужской прерогативой.

В восемнадцатом же веке появился балет действия. В нем сюжет передавался исключительно движением и мимикой. Именно тогда начали формироваться другие крупные балетные центры — в Копенгагене, Санкт-Петербурге, Москве и Милане. Но Париж оставался средоточием балетных новаций вплоть до второй половины девятнадцатого века.

Романтический, классический, современный и балет — национальная гордость: познакомьтесь поближе с его историей, чтобы глубже понимать постановки и видеть в них отражение политики и культурных течений разных столетий. А поможет в этом книга «Балет. Иллюстрированная история» — подарок для настоящих эстетов!

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!