«2029. Компьютерные сети наполняют вселенную». Эти слова были сказаны задолго до того, как интернет окончательно захватил нашу жизнь — в начале аниме Мамору Осии «Призрак в доспехах».
«Этот мультфильм-феномен поражает своей философской глубиной. Что происходит с сознанием, улучшенным электронными имплантами и отключенным от тела мутанта?Никогда еще алхимическая мутация человека, робототехники и искусственного интеллекта не воплощалась в жизнь с такой остротой. Начальные титры аниме “Призрак в доспехах” предвещают саму тенденцию: сборка киборга, его компьютерное моделирование, строки флуоресцентно-зеленого кода, прокручиваемого на полной скорости и предвосхищающего “Матрицу”. Изначально неживая металлическая туша на наших глазах превращается в наделенную движением совершенную копию человека. Анимация отбрасывает все футуристические фантазии и находит отклик у трансгуманистов XXI века, которые стремятся усовершенствовать человека и окружающую среду», — так говорит о «Призраке в доспехах» киновед Натали Биттинджер в своей книге «Путешествие в миры аниме».
Франшиза «Призрак в доспехах» стала визитной карточкой киберпанка, серьезным размышлением о том, что же делает нас людьми; где кончается человек и начинается машина; можно ли сохранить душу в мире, где тело — это просто оболочка.
В 2004-м вышло продолжение — «Призрак в доспехах 2: Невинность». Главный герой, Бато, расследует серию убийств, совершенных женщинами-андроидами, и неизбежно сталкивается с темными делами, насилием и одиночеством. Сиквел еще глубже погружает в философские вопросы, как: когда машину можно считать по-настоящему живой, где граница между реальностью и иллюзией, что есть душа.
В прошлом году режиссер Мамору Осии представил отреставрированную версию «Призрак в доспехах 2: Невинность». Фильм впервые выходит в российский прокат 15 мая.
А чтобы смотреть было еще интереснее, перед походом в кино почитайте книгу «Путешествие в миры аниме» — и, конечно, начните с раздела «Призрак в доспехах».