С 1 по 3 августа всех, кто хочет прокачать навыки эффективной творческой работы и идей «вне формата», ждет Design Thinking Camp в Москве — глобальный слет экспертов в области дизайн-мышления. Чтобы вы успели подготовиться, мы собрали самые полезные советы из наших книг в одной статье.

Дизайнеры — особенные люди. Если вы — дизайнер, который никогда не задумывался, как бы так удачно совместить работу и творчество, чтобы дедлайны не горели, кризисы не случались, а хорошие идеи появлялись пачками точно вовремя — поздравляем, вы —  Леонардо да Винчи. Вы живите в эпоху Медичи и даже не задумываетсь о реакционном рабочем потоке с его вечными входящими, бренчащими мессенджерами и толпой конкурентов, которые ждут-не дождутся, чтобы украсть у вас Джоконду. А лучше — вывести на рынок Джоконду 2.0, красивее вашей, умнее и, естественно, в VR.

Сложно представить, чего Леонардо достиг бы, живи он в наше время, но очевидно одно: у него точно была бы собственная методология эффективной творческой работы. Такая, как эта.

Думай в других форматах

Люк де Брабандер, Алан Ини


Большую часть времени процесс мышления  — это классифицирование: наш мозг сталкивается с реальностью, которая состоит из разнообразных раздражителей, элементов и событий, и распределяет их по классам и понятиям. Мы не можем думать или принимать решения без того, чтобы использовать ряд ментальнных моделей, упрощающих вещи. Мозг всегда пойдет путем сохранения энергии, чтобы в случае опасности она оказалась в нужном количестве.

Итак, если мы не можем думать «вне формата», что же можно сделать, чтобы думать «в других форматах»?

1. Сомневайтесь

Сомневайтесь в ваших самых фундаментальных убеждениях, вашем видении реальности и ваших предположениях о будущем. Сомневайтесь в правилах, который вы установили в вашей жизни и в правилах, которые установила ваша компания. Сомневайтесь в том, что ваши существующие тактики, модели и стратегии — самые лучшие. И прежде всего сомневайтесь в том, что тот способ ведения дел, которого вы придерживаетесь в течение долгого времени, сослужит вам такую же хорошую службу в будущем.

2. Исследуйте возможности

Проведите исследование по трем направлениям:

  • Широкая глобальная сфера. Создание мегатрендов требует изучения ключевых социальных, политических, технологических и экономических тенденций, которые могут повлиять на вас, вашу работу и компанию, и на мир в целом;
  • Ваша индустрия, поле или область. Анализ деятельности конкурентов влечет за собой попытки сделать все, что в ваших силах, чтобы понять, чем их мировоззрение отличается от вашего;
  • Собственно ваша компания, команда или организация. Это включает в себя полный анализ вашего потребителя или конечнного пользователя.

3. Используйте дивергенцию

Лучший способ найти хорошую идею — найти много хороших идей. Отклонение от норм формата поможет вам увидеть потенциал в том, что вы до этого не принимали в расчет как невозможное, смешное или глупое. Вам просто нужно пережить глубокий дискомфорт от новизны идей, немного погулять с ними и допустить даже самые безумные концепции.

Важный момент: прежде чем начать генерировать идеи, правильно сформулируйте вопрос, над которым вы собрались размышлять. Правильный вопрос для дивергенции звучит, например, так: что необходимо предпринять, чтобы 60% россиян сделали веб-сайт вашей компании своей стартовой страницей?

4. Используйте конвергенцию

Переходим от штурмования к процессу тестирования новых идей и пониманию, над какими из них вам хотелось бы продолжать работать. Этот процесс отличается от процесса дивергенции так же, как процесс творчества отличается от процесса закручивания гаек, поэтому для начала вам нужно определиться с командой. Возможно, те люди, которые были хороши на предыдущем этапе, здесь покажут себя не так хорошо, и наоборот.

Подумайте об ограничениях, которые стоят на пути у ваших идей, ее стратегических перспективах, ресурсах, которые придется на нее затратить,временных рамках, финансовой отдаче, возможностях конкурентного преимущества и прочих факторах, влияющих на воплощение идеи.

5. Постоянно переоценивайте

Ни одна идея не останется хорошей навсегда. Чтобы достичь фазы устойчивого творчества, вы должны продолжать создание, изменение, выбор, реализацию, отвержение и замену ваших форматов. Шаг 5 заключается в том, чтобы убедиться, что вы постоянно подвергаете ваши форматы строгому и непрерывному критическому анализу.

Некоторые типичные сигналы о том, что пора бы сменить формат, включают: выход на рынок новых конкурентов в вашей отрасли, появление новых потребностей клиента, растущие опасения среди лучших людей в вашей организации о влиянии новых технологий, или изменения, в том числе незначительные, основных показателей эффективности компании.

Подробнее о пяти шагах для развития инноваций — в книге «Думай в других форматах»

Муза по расписанию

Жослин Глей

Творческие люди очень чувствительны к шуму окружающего мира, и в наше время им приходится жить под постоянный аккомпанемент телефонных звонков, «напоминалок», сигналов СМС и мгновенных сообщений по Интернету. Поэтому самое важное в творческой работе — вовремя отключиться от внешнего мира, научиться создавать творческую атмосферу и приучить музу появляться по расписанию.

1. Отключите гаджеты на всю первую половину дня

Одной из самых больших проблем на работе становится «реакционный рабочий поток». Мы постоянно «на связи» и вязнем в болоте чужих мыслей, идей и высказываний. Стабильный доступ к источникам информации, и друг к другу превратился из преимущества в недостаток. Нам необходимо перерабатывать столько всего, что на собственные мысли и поступки просто не остается времени.

Решением проблемы может стать привычка решать все креативные вопросы в первую очередь, и только после этого начинать разгребать рабочую почту. 

2. Работайте каждый день в одно время

Зачастую мы переоцениваем то, что в состоянии сделать за короткий промежуток времени, и недооцениваем то, чего можем добиться, работая спокойно и регулярно. Энтони Троллоп, известный английский писатель XIX века, писал: «Работая понемногу, но каждый день, можно добиться большего, чем прилагая единичные титанические усилия».

Однако иногда бывает полезно позволить себе другой, аккордный подход и работать интенсивно в течение короткого промежутка времени. В книге «Рисуем комиксы» (Making Comics) Скотт МакКлауд (Scott McCloud) рекомендует создать так называемый «двадцатичетырехчасовой комикс»: «За сутки нарисуйте комикс длиной в двадцать четыре страницы. Никакой подготовки. Никакого предварительного сценария. Как только время пошло, начинайте работать без перерыва и остановитесь ровно через двадцать четыре часа. Шок-терапия – это прекрасное средство от любого творческого кризиса».

3. Не бойтесь творческого кризиса

Не сомневайтесь в собственных силах и не старайтесь «пересилить» проблему, когда сталкиваетесь с творческим кризисом. Остановитесь и задайтесь вопросом о том, в чем именно вы испытываете трудности.

Нет вдохновения

Остерегайтесь признаков «опустошения», отдыхайте, и пусть ваше подсознательное отдувается. Расслабьтесь и займитесь совершенно другим проектом. У вас, скорее всего, не получится заложить паузу на два года, но даже небольшой отдых способен вернуть утерянное вдохновение.

Личные проблемы не дают покоя

Относитесь к собственному творчеству как к спасительному оазису, в котором вопреки всем проблемам вы контролируете ситуацию и выражаете то, что хотите. Не корите себя за то, что работа, возможно, не движется быстро. Хвалите себя за то, что не сдаетесь и добиваетесь хоть небольшого, но все-таки прогресса. И когда вечером вы закончите работу, вам может показаться, что ваши личные проблемы отошли на второй план.

Нет роста

Если вы много лет потратили на работу для минимальной аудитории или клиентов, задайте себе вопрос, зачем вообще вы этим занимаетесь. Вполне вероятно, что вы не рассматриваете себя в первую очередь как маркетолога, однако если вы вложите время и силы в свою презентацию, то о вас может узнать гораздо больше людей. А это в свою очередь придаст вам энтузиазма и положительно отразится на вашей работе.

Творчество надо поддерживать умением общаться с людьми. Вы должны понять и признать, что определенные люди имеют влияние. Вам надо работать с такими людьми. Следовательно, необходимо доработать вашу презентацию, заняться продвижением, маркетингом и развитием социальных связей. Пусть вас не пугает то, что вы интроверт или застенчивый человек. Все приходит с опытом. Поверьте, что очень многих звездных сейчас креаторов в свое время не понимали и недооценивали.

Главное — не сдавайтесь!

Подробнее о тайм-менеджменте для творческих людей — в книге «Муза по расписанию»

Стать инноватором. 5 привычек лидеров, меняющих мир

Клейтон Кристенсен, Джефф Даер, Хол Грегерсен

Что отличает инноваторов от остальных? Большинству кажется, что ответ известен. Генетика. У некоторых ведущим является правое полушарие мозга, благодаря чему они могут мыслить более свободно и нестандартно. Это либо есть, либо нет. Но подтверждается ли это исследованиями?

Исследование ученого Резникоффа с коллегами показало, что только на 30 % результаты идентичных близнецов в 10 тестах на креативность можно было объяснить генетикой. В то же время по общим тестам IQ на генетику можно отнести от 80 до 85 % результатов. Так, общий уровень интеллекта (во всяком случае по методике оценки, применяемой учеными) в основном закладывается природой, но творческие данные нет. В том, что касается креативности, развитие побеждает природу.

Если инноваторами не только рождаются, но и становятся, то каким образом можно стать инноватором?

1. Задействуйте ассоциативное мышление

Эйнштейн когда-то назвал творческое мышление комбинаторной игрой и рассматривал ее как «существенную составляющую продуктивного мышления». Ассоциирование — или способность находить неожиданные связи между разными областями знаний, отраслями и географическими регионами — часто непременный и само собой разумеющийся навык среди инноваторов. Инноваторы активно ищут новую информацию и самые разные идеи, задавая вопросы, наблюдая, общаясь и экспериментируя — все это является важнейшими катализаторами творческого ассоциирования.

Подрывные инновационные открытия часто происходят на стыке разных дисциплин и областей. Франс Йоханссон пишет об этом явлении как об «эффекте Медичи», отсылая к расцвету искусства и архитектуры во Флоренции в период, когда под покровительством династии Медичи в город стекались творцы всех сфер и мастей: скульпторы, ученые, поэты, философы, художники и архитекторы.

2. Задавайте вопросы

Инноваторы — ненасытные почемучки, которые очень любят узнавать новое и задавать вопросы. Их поиски часто направлены вразрез сложившейся практике и status quo, как это было в случае Джобса, когда он задался вопросом: «Зачем компьютеру вентилятор?» Они любят спрашивать: «Что будет, если попробовать сделать так?» Инноваторы вроде Джобса задают вопросы, чтобы понять, как обстоят дела на данный момент, почему именно так и как можно изменить или нарушить сложившийся расклад. В совокупности их вопросы помогают найти новый взгляд, обнаружить новые связи, возможности и направления.

3. Научитесь наблюдать и подмечать детали

Инноваторы постоянно наблюдают. Они внимательно подмечают все, что их окружает, не упуская из виду клиентов, товары, услуги, технологии, компании, — и благодаря увиденному обнаруживают что-то новое и находят новые подходы и способы. Ознакомительная поездка Джобса в Xerox PARC навела его на мысль, которая послужила катализатором в разработке инновационной операционной системы и мыши для Macintosh, а также и OSX для Apple.

4. Работайте над создание широкого круга знакомств

Инноваторы уделяют массу времени и усилий поиску и тестированию идей с помощью широкого круга знакомых с самым разным профессиональным и индивидуальным багажом и точками зрения. Вместо того чтобы просто общаться или поддерживать контакты с расчетом на некий ресурс, они активно ищут новые идеи, разговаривая с теми, кто может придерживаться кардинально иных, отличных, взглядов на вещи. Например, Джобс однажды поговорил с ведущим исследователем Аланом Кэем, и тот подсказал ему съездить к «этим безумцам в Сан-Рафаэль, Калифорния».

Безумцами были Эд Катмулл и Элви Рэй, возглавлявшие небольшой проект в области компьютерной графики Industrial Light & Magic (группа работала над спецэффектами для фильмов Джорджа Лукаса). В абсолютном восторге от их работы, Джобс купил Industrial Light & Magic за $10 млн, переименовал их в Pixar и в конечном итоге вывел на рынок с оценкой в $1 млрд. Без того разговора с Кэем он никогда не купил бы Pixar, и мир, возможно, никогда не смотрел бы, затаив дыхание, анимационные фильмы «Истории игрушек», «ВАЛЛ-И» и «Вверх».

5. Экспериментируйте

Наконец, инноваторы постоянно пробуют что-то новое и запускают новые идеи. Экспериментаторы непрестанно исследуют мир умозрительно и опытным путем, не давая спуску устоявшимся практикам и постоянно проверяя различные, самые смелые гипотезы. Они отправляются туда, где не бывали, пробуют что-то новое, ищут незнакомую информацию и экспериментируют, чтобы получить новые сведения. Джобс, к примеру, все время пробовал что-то новое – от медитации и жизни отшельника в Индии в ашраме до занятий каллиграфией в Рид-колледже. Все полученные впечатления и опыт самого разного плана впоследствии становились источником инноваций в Apple Computer.

Подробнее о привычках инноваторов — в книге «Стать инноватором»

Design Thinking Camp

Design Thinking Camp в Москве — это настоящий must-visit для всех, кто хочет погрузиться в контекст пользовательских трендов, обладать передовым мышлением и внедрять инновационные решения в свою ежедневную практику. С 1 по 3 августа вас ждут лекции, воркшопы и экскурсии в лаборатории дизайн-мышления, а также — свежие кейсы, международные эксперты, вдохновение и заряд энергии на новые свершения для себя и команды.

Успейте купить билет!