• Интервью
  • 17 февраля 2023
  • 8 мин.

«Каждая мама достойна награды поважнее, чем „Грэмми“»

Расскажите о том, как вы выбрали тему для книги. Насколько она проистекает из личного опыта? И почему так «аукается» среди других женщин?

Тему я не выбирала, это она выбрала меня. У меня замечательный сын, но мне никогда не хотелось «осесть в гнезде». Миллион задумок и проектов, творческие планы — все это мне нужно как воздух. При этом часто не хватает времени помыть голову, не то что впустить в нее гениальные мысли.

И я не одна: многие ежедневно решают эту головоломку. На них давят семейные установки: муж или свекровь с ехидством относятся к тому, что мама тратит время вне детской и кухни. Или обратная ситуация: если творческая женщина решает стать мамой, ее карьере угрожает забвение. Одна художница рассказала, что галерея разорвала с ней контракт, как только узнала о ее беременности, обвинив в том, что она «изменила искусству с материнством».

Эти истории вместе с моей собственной заставили меня написать книгу для мам о сохранении творческой энергии. Об этом говорят мало — а зря.

Оказывается, быть «супермамой» — это довольно новое явление. Расскажите о том, что такое «интенсивное родительство» и откуда оно взялось. Как вы относитесь к этому явлению?

В 1984 году писательница Марджери Хансен Шаевиц ввела термин «Синдром Суперженщины», и написала книгу с подзаголовком: «Для женщин, которые пытаются объять необъятное». В 80-е появился тренд безотрывно мониторить, не едят ли дети слишком много джанк-фуда, пользуются ли солнцезащитным кремом, что именно смотрят по телевизору. 

До этого дети были предоставлены сами себе, а родители не особо заморачивались. А теперь мамы оказались истощены активной карьерой и активным же материнством. И я, конечно, не исключение. Но я верю, что здоровый баланс возможен. В книге я исследую эту тему и делюсь инсайтами.

Вы говорите, что вместо медали «Мать-героиня» следовало бы создать Зал славы родительского рок-н-ролла. Кого из выдающихся творческих мам вы бы туда поместили?

О, у меня внушительный пантеон! Я с юных лет фанатка Бьорк. Это пример оторванного от реальности творчества и земного материнства. Мне нравится ее цитата: «Женщины — это клей, соединяющий множество вещей. Невозможно увидеть всего, что они делают. И им никогда по-настоящему не воздается за это».

За любой успешной женщиной с детьми кроются бессонные ночи, сложные выборы, упущенные первые шаги и школьные спектакли — и слезы от того, сколько легло на хрупкие плечи. Даже за такими дивами как Мадонна, Шакира или Дженнифер Лопес. И каждая такая мама достойна награды — поважнее, чем «Грэмми».

Почему сложилось так, что выбор между творчеством и родительством должны делать мамы, но не папы? И что с этим делать?

Назовем это исторической предпосылкой: охотниками и воинами были мужчины, а женщины тушили ножки мамонта и приглядывали за малышней. Прошло много веков, революций и тектонических сдвигов, но место женщин оставалось в глубине пещеры. Творческих высот достигают единицы.

Вот момент, подмеченный учеными: пик «творческой фертильности» и у мужчин, и у женщин приходится на одни и те же годы. Но у женщин на это же время приходится и пик обычной фертильности. Встает выбор: родить ребенка или «родить» книгу, фильм, спектакль, новый альбом. А после родов еще предстоит пересобрать себя физически и ментально, перестроиться на новый образ жизни, делить свое тело с маленьким и очень требовательным человеком… Даже самые включенные отцы не проходят и через десятую долю этих приключений, срежиссированных природой.

Хорошая новость в том, что без выбора «творчество или материнство» можно обойтись. В книжке мы разбираемся, как это сделать — с любовью к себе и без выгорания.

«Ну какая я художница! — скажут вам многие женщины. — Я просто иногда рисую, шью или пишу». Что вы им ответите?

Я неистово верю, что каждая женщина — творческая личность. Даже младший научный сотрудник химической лаборатории или водитель автобуса. Самая отъявленная «технарка» все равно имеет творческие таланты, просто не видит в них ничего «особенного». Возможно, ей это внушили в детстве, или попытки заняться рисованием высмеял муж, и она отложила это в сторону. Так бывает. Главное помнить, что мы всегда можем сдуть с этой позабытой стороны пыль.

В вашей книге приведена забавная аналогия между творческим складом характера и овчаркой в доме. Расскажите о ней. Чему она нас учит?

Это цитата писательницы Элизабет Гилберт из книги «Большое волшебство». Она говорит: «Творческий склад ума — это что-то вроде овчарки дома: с ней нужно много работать, если не хотите, чтобы она натворила бед. Занимайте свой ум, давайте ему работу, а не то он начнет сам себя загружать, и вам может не понравиться, чем он займется (сгрызет диван, пророет дыру в паркете в гостиной, укусит почтальона и тому подобное)».

От этих слов бегут мурашки у каждой мамы, которая оказалась в заточении домашней жизни. Они видят в той самой овчарке себя. Я знаю это чувство. А еще знаю, что творчество — это и психотерапия, и духовные практики, и путь к самопознанию. И лишать себя этого просто опасно для ментального здоровья.

Творческая жизнь — не только богемные вечеринки и веселый хаос, но и структура, порядок и планирование.

В вашей книге приводится подробная инструкция: где отыскать время на творчество, если кажется, что его вообще нет. Мы не будем раскрывать все карты. Но, возможно, вы дадите читательницам пару советов: в каком направлении искать?

Если смотреть на творческое самовыражение как на необходимость, а не как на блажь, то время найдется. Разве у нас есть время заглянуть к зубному? Найдется миллион причин заняться другим. Пока не начнет болеть, мы будем заняты. И только когда станет невозможно игнорировать боль, мы откроем календарь и в веренице детских праздников, важных рабочих встреч, укладок и собачьих стрижек найдем окошко.

Такое окошко можно выкроить и для творчества. Чтобы выскоблить его в забитом графике, нужна хитрость. Я попросила совета у специалиста по тайм-менеджменту Маши Романовой, и она расписала схему, которая подойдет даже самым загруженным женщинам.

И еще пара советов: как вообще организовать творческий процесс в «позаимствованное» у материнства время? Где, например, найти место для творчества? Как выкроить денег?

Если бы я знала ответы на эти вопросы раньше, я бы закончила книгу в два раза быстрее! :) Мне нравится идея смотреть на свой творческий проект как на проект… рабочий. У него обычно есть смета, дедлайны, подрядчики, этапы, факапы… Представьте, что ваша картина или книга — это тоже рабочий проект. Добавьте сюда подрядчиков (няню, например), заложите в план факапы (ротавирус у детей), а еще дедлайны. Можно не суровые, а эмоциональные — закончить портрет к юбилею подруги, оказаться участницей выставки к своему 35-летию.

Творческая жизнь — это не обязательно богемные вечеринки и веселый хаос. Это структура, порядок и планирование, которому можно научиться.

«Наша творческая, интересная, захватывающая жизнь — это то, что мы должны не только себе…, но еще и нашим детям», — говорите вы в книге. Почему?

Получающая удовольствие от каждого дня, с любовью смотрящая вокруг, открыто проявляющая себя мама — главный пример того, как стоит жить эту жизнь, для ее детей. Они запомнят такую маму ярче, чем ту, что жертвовала своими интересами, не отходя от плиты. И будут ей благодарны. Может, только годам к 40, но будут :)

К созданию книги вы привлекали других творческих мам. Расскажите вашу любимую историю такой женщины. Чему мы можем у нее научиться?

Все эти мамы такие крутые, что я влюблена в каждую! Каждая история уникальна и я не могу выбрать одну.

Но есть та, которая ужасно меня веселит. Это рассказ режиссера Нигины Сайфуллаевой о том, как она до беременности придумала кино «Верность». В нем должно было быть много откровенных сцен: главная героиня, замерзнув в не самом эмоционально-насыщенном браке, ищет себя и заново открывает свою сексуальность. Но кое-что пошло не по плану. К моменту, когда нужно было снимать, Нигина уже стала мамой крошечного Ивана. 

Пролактиновый шторм отбил интерес к постельным сценам. Она пыталась его вернуть: обсуждала с актрисами жаркие темы, заставляла себя смотреть вебинары про секс. Но не могла настроиться, и включалась только когда обсуждали что-то вроде «полового созревания мальчиков до года». Фильм она все же сняла, с младенцем на груди.

Эта история показывает, какие женщины удивительно крутые, бесконечно переизобретающие себя существа. А еще здорово, когда женщины вдохновляют на творчество. Как все мои героини вдохновили меня.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!