16 марта 2021

Оставьте Джобса в покое: какие примеры сделают текст сильнее

Советы опытного главреда для всех, кто пишет: блогеров, копирайтеров, начинающих журналистов, редакторов и студентов.

«Примеры — это простой способ сделать статью практичнее, интереснее и бойче. Здесь не нужно обладать особыми знаниями или мастерством, достаточно всегда добавлять пример к кусочку теоретического материала, и он станет наглядным. Так даже статьи на скучные темы становятся бодрыми, а абстрактный материал — конкретным», — говорит в своей новой книге «Уступите место драме» соавтор «Пиши, сокращай», редактор Людмила Сарычева.

Делимся советами автора, которые помогут всегда подбирать простые и понятные примеры для ваших статей, постов, заметок и сочинений.

Нет примера — нет статьи

Примеры уместны в интервью, личном опыте, инструкциях, обзорах и репортажах. Без них читателю непонятно, как использовать информацию. С ними текст становится интереснее и убедительнее, а мысль — нагляднее: читатель может представить себя в похожей ситуации.

Без примера

В кратковременном стрессе есть польза: в стрессовой ситуации человек способен быстро принять решение, находить нестандартный выход из ситуации и мобилизовать силы.

С примером

В кратковременном стрессе есть польза. Представьте, что вы сидите в припаркованной у магазина машине, водитель ушел, а вы не умеете водить и никогда не сидели за рулем. И тут машина начинает тихонько скатываться назад. Сначала это незаметно, а потом становится опасным. Вы паникуете, звоните владельцу машины, он не берет трубку, надо что-то делать. И тут вы осматриваетесь, пытаетесь что-то придумать и дергаете ручник. О! Машина остановилась. Это стресс придумал решение.

Примеры должны быть конкретными

Основная и самая частая задача примеров — помочь читателю понять сложную, абстрактную теорию. Такие примеры не обязательно должны выглядеть фактурно и убедительно, главное — пояснить, не переборщив с деталями.

Абстрактный пример

Компания закупает товар у поставщика, чтобы произвести что-то свое. Тогда она платит НДС, который сразу включен в стоимость покупки. А потом она производит свой товар и продает его. И тогда платит НДС с прибыли.

Конкретный

Хлебозавод закупает у колхоза пшеницу на 100 000 рублей. В эту сумму уже входит 20% НДС. Потом хлебозавод производит муку и продает ее на 200 000 рублей. Из этих денег он рассчитает сумму НДС и заплатит ее в налоговую.

Примеры из жизни должны быть обстоятельными и убедительными, а выдуманные для объяснения — четкими и конкретными. Выдуманные специально для статьи, можно чередовать с историями из жизни, судебной практикой, рассказами эксперта и так далее. Все зависит от задачи: хотим дидактично объяснить сложные расчеты — выдуманный подходит лучше, можно подогнать цифры для удобства. Пытаемся переманить на свою сторону или привить какие-то убеждения читателю — приводим реальные примеры из жизни.

Два случая, когда примеры не нужны

Первый — в статье рассказано что-то очень простое, что читатель расшифрует сам:

Обычно работодатели планируют отпуска заранее, на год вперед, и просят сотрудников разбивать 28 дней отпуска на два отрезка по две недели. Например, Геннадий работает в торговой компании и планирует отпуск на следующий год. Всего ему положено 28 дней, которые он разбивает на два отрезка по две недели. В итоге получается так: первый отпуск у него с 1 по 14 апреля, а второй — с 5 по 18 августа.

Пример с Геннадием лишний. Читатели сами могут посчитать. У каждого есть опыт взаимодействия с днями, неделями, месяцами и годами, и нет необходимости это объяснять.

Второй — когда случай, единственный пример, который есть, — это история из жизни известного человека. Кажется, она сделает текст убедительнее, а получается наоборот.

Скука бывает полезна в работе и становится толчком для генерации новых идей. Стив Джобс высоко ценил скуку и говорил: «Что может быть лучше скуки? Ведь...»

Это выглядит так, будто автор начитался пабликов с цитатами известных людей и теперь хочет вдохновлять ими остальных. Проблема в том, что читатель не ассоциирует себя со Стивом Джобсом, Опрой Уинфри, Уорреном Баффетом, Биллом Гейтсом, принцессой Дианой. Живые истории простых людей куда убедительнее Стива Джобса. Обычно авторы приводят в пример известных людей, чтобы доказать свою мысль. Мол, если так говорил Стив Джобс, то это точно правда. Но это не так. Примеры — это никогда не доказательство. Доказательствами могут служить только факты, а остальное — просто мнение. Поэтому пожелание напоследок: оставьте Джобса в покое.

Как делать любой текст захватывающим. Как придумывать заголовки, которые побуждают читать дальше. Когда нужна драматургия и почему нельзя бояться шутить много и обо всем. Писать «в мире читателя» поможет книга Людмилы Сарычевой «Уступите место драме. Как писать интересно даже на скучные темы. Копирайтерам, журналистам, редакторам».

Батюшки, вот это пост!
Надо срочно рассказать друзьям!

По материалам книг

Подписка

Узнай о новинках первым!