• Статьи
  • 1 августа 2022

Пора в школу: 7 признаков психологической готовности ребенка к учебе

Когда отдавать ребенка в школу? Понятно, что когда ему исполнится 7 лет. Или 6? Важно сделать это не ранее, чем ребенок будет психологически готов к обучению!

Собрали для вас 7 признаков готовности ребенка к учебе из книги психолога Анны Быковой«Школьники "ленивой мамы"».

1. Мотивация

Ребенок готов к школе, если у него есть устойчивая мотивация к учебе.

  • Ему нравится узнавать что-то новое.
  • Он понимает важность и необходимость учения.
  • Высоко оценивает статус школьника.
  • Деловито рассуждает, какой ему нужен портфель, с удовольствием выбирает канцтовары для школы.

2. Умение выполнять что-то по образцу

Ребенок готов к школе, если умеет выполнять задания по образцу, может правильно перенести в тетрадь простейший графический узор, свободно ориентируется в пространстве листа (верх — низ — право — лево).

  • Он уверенно владеет ножницами и карандашом, не устает писать в течение десяти минут.
  • Он умеет находить сходства и различия разных предметов.
  • Он умеет устанавливать простые логические связи между предметами и явлениями.
  • Он может объединять предметы в группы на основе общих признаков.
  • Он способен запоминать информацию и пересказывать ее.

3. Умение общаться со сверстниками

Ребенок готов к школе, если он умеет общаться со сверстниками, налаживать с ними дружеские связи, подчиняться обычаям детских групп.

  1. Он понимает, что есть другие, поэтому способен спокойно дождаться при опросе своей очереди.
  2. Он умеет слышать одноклассников.
  3. Адекватно реагирует на успех или неудачу другого ребенка.
  4. Может встать на точку зрения другого, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

4. Умение регулировать свое поведение

Ребенок готов к школе, если он умеет регулировать свое поведение.

  • Если он способен сорок минут высидеть на одном месте.
  • Не вскакивать с места без разрешения взрослого, не выбегать из класса, если чем-то недоволен.

    Пример из практики:
  • В моем классе был мальчик Ваня. Ваня убегал. Обижался и убегал. Потому что спросила я не его, а другого ребенка. Потому что сделала ему замечание.
  • В первый раз я попала в ситуацию сложного выбора: бежать ловить Ваню по школе означало оставить без присмотра в классе двадцать других малышей. Во второй раз я заранее на всякий случай заперла дверь кабинета. Ваня не смог открыть и стал в истерике биться головой о дверь…
  • А вот Леночка не убегала. Леночка, когда ей не нравилось какое-либо задание, залезала под парту. И Ваня, и Лена пошли в школу в шесть лет. «Почти в семь», — посчитали родители, потому что в ноябре и декабре детям исполнилось по семь лет.

По уровню психологической готовности лучше было бы подождать еще год. Да, есть дети, которые в «почти семь» уже обладают необходимым уровнем саморегуляции поведения. Но ориентироваться нужно не на них, не на статистическое большинство, не на советы знакомых, а на собственного ребенка и его возможности.

5. Самостоятельность

Ребенок готов к школе, если он обладает определенными навыками самостоятельности.

  • Он умеет быстро переобуть сменную обувь, переодеться в физкультурную форму.
  • Может быстро поесть и убрать за собой тарелку.
  • Может самостоятельно сходить в туалет и обязательно вымоет после этого руки.

Готовясь к уроку, аккуратно положит учебник и тетрадку на парте.

Это мелочи, но от того, насколько быстро и качественно ребенок справляется с этими мелочами, зависит отношение к нему учителя и одноклассников.

6. Умение видеть учебную задачу

Ребенок готов к школе, если в предложенной задаче он может отличить важное от неважного.

В задаче про маму, у которой было пять яблок и три из них она раздала, важно количество, цвет яблок не важен. Взрослым это кажется очевидным, а дети могут мыслить иначе.

Пример из практики:

  • Работаем с первоклашками, выполняем задание в тетрадях по информатике. Решали логическую задачку, где через рассуждения из условия нужно было понять, каким цветом какой предмет раскрасить. Туфли — красным. Платье — зеленым. Вероника все красит зеленым.
  • «Почему?» — спрашиваю. «Потому что красные туфли к зеленому платью не подходят!» Ответ логичен, но условие проигнорировано: то, что нужно подобрать комплект, девочка сама придумала. Это не нестандартное решение, как может показаться. Это непонимание учебной за дачи.

7. Навык выполнять не только интересные, но и скучные задачи

Ребенок готов к школе, если он может выполнять не только интересные задания, но и скучные, рутинные, например писать одинаковые крючочки до конца строки.

В традиционной школе преимущественно работает простое правило: «Хочу не хочу — пишу и молчу». Ребенок учится делать то, что в данный момент не хочется, но надо. Кстати, нужный навык по жизни. «Нельзя» и «надо» нужны ребенку для формирования собственной воли: «Мне это надо. А вот это делать нельзя».

Сначала ребенок учится регулировать свое поведение под влиянием внешних ограничений, потом образ ограничивающего взрослого впечатывается в память и становится «внутренним» взрослым. Впоследствии этот «внутренний» взрослый будет говорить: «Тебе надо сейчас сделать это».

Если по критериям ваш ребенок «созрел» для учебы, самое время прочесть книгу Анны Быковой «Школьники "ленивой мамы"», которая расскажет, как пережить «школьные годы чудесные».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!