• Статьи
  • 25 ноября 2020

Как учится наш мозг

5 фактов о невидимых знаниях младенцев

Внизу еще много интересного

Мозг новорожденного младенца — (а) чистый лист, (б) сложная база данных, загруженная в него долгой эволюционной истории человечества или (в) и то, и другое? Вот что говорит о новорожденном мозге один из ведущих нейробиологов мира Станислас Деан в своей книге «Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… пока». Читайте и решайте сами.

Понятие о физических объектах

Несмотря на незрелость мозг младенца уже знает простейшие законы физики. Он ожидает, что траектория движения объекта будет непрерывной в пространстве и времени, без внезапных скачков или исчезновений. Например, младенец знает, что игрушка не может сама по себе исчезнуть из рук.


Но малыши поначалу не знают, что если предмет уронить, то он упадет. Вспомните об этом, когда ребенок в десятый раз уронит ложку со стола: он просто экспериментирует! Детям необходимо провести целую серию испытаний, чтобы последовательно отвергнуть неправильные теории.

Чувство чисел

А считать малыши тоже умеют? Предположим, что дети видят, как за ширмой прячут сначала один предмет, а затем второй. Потом ширму опускают, и за ней остается только один предмет. Младенцы долго и внимательно смотрят за ширму, что говорит о явном удивлении. Если же за ширмой оказываются оба предмета, продолжительность взгляда — несколько мгновений. Это «когнитивное удивление», возникающее при несовпадении реальности и умственных расчетов, показывает, что уже в возрасте нескольких месяцев дети понимают, что 1 + 1 = 2.

Интуитивные представления о вероятностях

От чисел до вероятностей — один шаг. Ученые решили выяснить, могут ли дети нескольких месяцев от роду предсказать исход лотереи. В ходе эксперимента младенцам сначала показывают прозрачный ящик, внутри которого хаотично перемещаются четыре шара — три красных и один зеленый. В самом низу ящика есть отверстие. В какой-то момент из него выкатывается либо зеленый шар, либо красный. 

Примечательно, что удивление ребенка напрямую связано с вероятностью происходящего. Если из ящика выпадает красный шар — а их больше, — ребенок смотрит на него одно мгновение. Если же из ящика появляется зеленый шар — весьма неожиданный исход с вероятностью один к четырем — взгляд держится на нем гораздо дольше. Эти и другие исследования подтверждают: в маленьких головках младенцы прогоняют детальную мысленную симуляцию ситуации и связанных с ней вероятностей.

Знания о людях и животных

Почти сразу мозг знает, что на свете есть живые существа. С первого года жизни малыши понимают, что животные и люди автономны и способны двигаться без постороннего вмешательства. Младенцы не удивляются, что животные передвигаются сами по себе и считают «животным» любой объект, который движется самостоятельно, даже если он имеет форму треугольника или квадрата.

Одной из самых ранних манифестаций социальных навыков младенцев является восприятие лиц. Чувствительность к лицам проявляется сразу после рождения: ребенок, появившийся на свет всего несколько часов назад, быстрее поворачивает голову к улыбающемуся лицу, чем к изображению лица, перевернутому вверх ногами.

А к десяти месяцам дети уже начинают приписывать людям черты личности. Увидев, как кто-то толкает малыша, они делают вывод, что этот человек злой. Задолго до того, как дети учатся произносить слова «плохой» и «хороший», они формулируют эти понятия на внутреннем языке мышления. Подобные суждения требуют тонкого анализа: даже девятимесячный ребенок может отличить того, кто намеренно обидел другого человека, от того, кто причинил боль случайно.

Языковой инстинкт

Социальные навыки маленьких детей проявляются не только в области зрения, но и в области слуха: устная речь дается им так же легко, как и восприятие лиц. И хотя младенцы не рождаются с полноценным лексиконом и знаниями грамматики, у них есть удивительная способность приобретать их в рекордно короткие сроки. К первому дню рождения в них уже заложена основу для базовых правил родного языка на нескольких уровнях, от элементарных звуков до мелодики, словарного запаса и грамматики.

Все о том, как мы учится наш мозг и как использовать алгоритмы его обучения, чтобы раскрыть потенциал по полной в школе, на работе и повседневной жизни — в книге Станисласа Деана «Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… пока» Купить ее можно по ссылке.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!