• Статьи
  • 8 февраля 2024

Новаторство Петра ❘ в искусстве: от иконы к парсуне

Отрывок из книги «История русского искусства»

Внизу еще много интересного

История привычных для нас картин началась в XVIII веке и совпала с периодом реформ Петра Великого. До этого изобразительное искусство России имело исключительно религиозную направленность, основными его видами были самобытные иконы и фрески. Что изменилось во время правления Петра I? Вот что рассказывает об этом искусствовед, автор книги «История русского искусства» Наталья Игнатова.

Предпосылки нового искусства

Во время Петра Великого зародилась и развивалась новая модель отношения к человеку: большое внимание стало уделяться не только статусу и родословной, но и непосредственно личности.

Это время — период нового восприятия свободы и возможностей. Именно тогда вокруг Петра I собрались простые по происхождению люди, чей ум и творческие способности позволили им построить карьеру и достичь высокого социального статуса. Художники, в свою очередь, начали увлекаться изучением личности человека, чтобы воссоздавать на картине уникальные черты его внешности и даже характера.

Первые портреты-парсуны

В петровское время в России появляются первые предвестники портрета, так называемые парсуны — от искаженного слова «персона». Отличительной чертой парсун было сочетание новых задач, например показать индивидуальные черты изображаемого человека, и старых иконных традиций, например плоскостное изображение, общая композиционная строгость. Визуально парсуна воспринимается зрителем как образ, похожий на модель, но не отражавший энергии жизни, настроения и характера, которые художники научатся мастерски передавать несколько позже.

Можно сказать, что парсуны — это первые опыты русских мастеров в реалистичном портрете. Создававшие их художники работали в Московской Оружейной палате. Там в годы царствования Петра организовали первую и единственную живописную мастерскую для будущих портретистов.

«Говорящие» портреты сподвижников Петра

Особого внимания заслуживают сохранившиеся до наших дней изображения сподвижников Петра I. Речь об участниках «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора князь-папы» — своеобразного учреждения, помогавшего царю в сатирической и довольно грубой форме бороться с устаревшими религиозными предрассудками. Серию называют «Преображенской», потому что большая часть этих парсун была написана для Преображенского дворца в Москве.

Пример парсуны из «Преображенской серии» — изображение Я. Ф. Тургенева (Русский музей). В работе очевидны условность и традиционность стиля письма и заметны особые черты писателя и некоторый пафос позы.


Еще один пример — изображение Ивана Щепотьева, царского стряпчего, а потом и стольника. При общей плоскостности изображения и скромности цветовой палитры художник точно передал хитрый, глумливый взгляд участника всепьянейшего сумасброднейшего собора.


Первая художественная школа Петербурга

Следует заметить, что Петра I куда больше увлекала архитектура. И все же он принял ряд мер, чтобы российское художественное ремесло развивалось.

Так, в Петербурге открылась художественная школа при типографии. Петр пригласил известных иностранных мастеров, чтобы те работали при дворе и учили русских художников Одним из первых приглашение принял немецкий мастер Иоганн Таннауэр. Позже он стал придворным живописцем царя и воспитал первую плеяду русских мастеров, работающих в европейском стиле.

В 1716 году Петр отправил российских художников в Италию, причем за счет казны. Два десятка художников успешно прошли обучение в Венеции и Флоренции.

От знаковых портретов «всешутейших, всепьянейших» сподвижников Петра I до реалистичных пейзажей передвижников: читайте о ключевых вехах русской живописи — в книге Натальи Игнатовой «История русского искусства».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!