• Отрывки из книг
  • 26 сентября 2022

Елизавета || и принцесса Маргарет: частная жизнь сестер Винзор

Отрывки из книги королевского биографа Эндрю Мортона

Внизу еще много интересного

Королеву Елизавету II похоронили 19 сентября 2022 года. Она стала самым долго правящим монархом мира и на двадцать лет пережила свою младшую сестру Маргарет.

Об отношениях двух сестер рассказал королевский биограф Эндрю Мортон в книге «Елизавета и Маргарет. Частная жизнь сестер Виндзор». Делимся отрывками, из которых узнаем, как принцессы обзывали друг друга, где Элизабет научилась чинить грузовики, почему это привело сестру «в жуткую ярость» и когда Маргарет стала «третьей лишней».

«Посмотрите на мою малышку, мою собственную малышку!»

Елизавета родилась 21 апреля 1926 года в центре фешенебельного района Мэйфер в комфортабельной городской резиденции на Брютон-стрит, 17. Этот год оказался особенно тяжелым для Британии, зажатой в тисках промышленного хаоса и всеобщей забастовки. К моменту появления Елизаветы на свет, градус общественного интереса к ней сильно повысился, так как грядущее рождение младенца королевских кровей отвлекало внимание от национального кризиса.

Маргарет появилась на свет 21 августа 1930 года в страшную грозу в семейном родовом замке «с привидениями» Гламис. Овеянный легендами громадный дом в Шотландии с мрачными извилистыми коридорами, крутыми каменными лестницами, продуваемыми сквозняками спальнями имел собственного «призрака», который, по преданиям, представлял собой обезображенного монстра, запертого в секретной комнате. Потрогав ручку новорожденной сестренки, Елизавета пришла в такой восторг, что притащила в комнату доктора Дэвида Майлза и воскликнула:

«Посмотрите на мою малышку, мою собственную малышку!»

На церемонии крещения 30 октября девочку одели в то же самое кружевное платьице, которое было на Елизавете четырьмя годами ранее. Глядя на сестру с обожанием, Елизавета прошептала: «Я буду звать ее Бутончик. Понимаете, она ведь еще не стала розой». В этих словах заключался больший смысл, чем тот, что вкладывала в него Елизавета.

Маргарет Роуз всегда оставалась бутоном неосуществленных возможностей, скованным условностями и жаждущим распуститься. Маргарет, Елизавету и их мать называли «Три белые йоркские розы», но на самом деле только Елизавета родилась королевской «розой» — ей одной было суждено стать королевой.

«Ты гадкая!», «А ты тупая!»

Характеры сестер коренным образом различались не потому, что Маргарет была «слишком мала». Елизавету отличали ответственность и дисциплинированность — она выполняла все, что от нее требовалось, и хранила свои игрушки и одежду в безупречном порядке. Проказы и озорство — это уже из арсенала Маргарет. Порой она кусала и мучила свою более кроткую старшую сестру, если ей не удавалось настоять на своем. Елизавета как-то упрекнула ее:

«О Маргарет, ну почему ты всегда должна быть на первом месте?»

Эти слова не прошли ей даром. Иногда дело доходило до потасовок. Обычно это случалось, когда их заставляли надевать одинаковые безвкусные шляпки. Дергая друг друга за ленты, они выкрикивали: «Ты гадкая!», «А ты тупая скотина!»

В подростковом возрасте Елизавета все больше входила в роль, которую взяла на себя с момента рождения сестры: она стала той, «которой всегда можно все объяснить». Она всегда прислушивалась к разумным доводам. Маргарет же развивалась прямо в противоположном направлении.

По словам очевидца, она «не слушала никаких доводов. Ее отличали непосредственность, резвость и непослушание. Но из-за природного очарования ей все сходило с рук...». Известно, что их отец говорил: «Лилибет — моя гордость, а Маргарет — моя радость».

Однако каждая из них несла свою часть нелегкой ноши. С ранних лет Елизавета знала, что ей придется соответствовать ожиданиям как семьи, так и страны. Тогда как Маргарет предвидела свою будущую унизительную роль «второго плана». 

Если Елизавету приучали к бесстрастной невозмутимости, то Маргарет позволялось выражать свои чувства более свободно. Но именно по этой причине она всегда возмущалась, что ее унижают и недооценивают. Особенно ее задевало, когда ей говорили «слишком молода» и не разрешали присутствовать на парадных приемах, куда приглашалась сестра. И все же, несмотря на все их различия, Елизавета всегда по-матерински заботилась о Маргарет и защищала ее от всякой критики. 

В свою очередь, Маргарет целиком и полностью была предана сестре, несмотря на постоянное соперничество. Эти сложные отношения, начавшиеся в детской и классной комнатах, продолжались всю их взрослую жизнь.

«Маргарет всегда хочет того, что делаю я»

В 1945 году Елизавета вступила во Вспомогательную территориальную службу (ОВД), что привело ее сестру «в жуткую ярость». В качестве младшего офицера ОВД будущая королева занималась трудной и грязной работой — ремонтировала двигатели, меняла покрышки, свечи зажигания и масло, научилась читать карты и ориентироваться в темноте. Вскоре ей поручили водить пятнадцатитонный грузовик Красного Креста. Впервые в жизни, как она впоследствии признавалась лейбористке Барбаре Кастл, она смогла сравнить себя с девушками ее возраста.

Обычно она возвращалась не раньше семи вечера, часто слишком уставшая, чтобы рассказывать о событиях дня. Кроуфи писала:

«Маргарет была слишком мала, чтобы работать вместе с ней, и, как обычно, очень сердилась, когда Лилибет делала что-то без нее».

Расстроенная Маргарет часто жаловалась: «Я родилась слишком поздно!» Ее уставшая старшая сестра повторяла Кроуфи свою обычную фразу: «Маргарет всегда хочет того, что делаю я».

Когда Елизавета освоилась в новой должности, король с королевой в сопровождении Маргарет приехали навестить ее подразделение. Они с интересом смотрели, как девушки ремонтировали грузовики и машины. Маргарет внимательно наблюдала за своей старшей сестрой, ища возможность раскритиковать и унизить ее. 

Во время осмотра двигателя грузовика она с триумфом обнаружила «слабую компрессию», которую пропустила Елизавета. «Ее не хватает», — настаивала Маргарет. «Откуда ты знаешь?» — спросила Елизавета. «А почему бы мне не знать?» — парировала Маргарет, вызывающе тыча пальцем в пуговицы на рабочей куртке сестры.

Положение «третьей лишней»

Однако изменения в отношениях сестер произошли не из- за работы Елизаветы в ОВД, а из-за ее личной жизни. В близком кругу Елизаветы знали, что, встречаясь с различными молодыми людьми, которые могли бы претендендовать на ее руку, она смотрела только на одного молодого человека — того самого, который мог в один присест съесть целую тарелку креветок и попросить добавки.

Те беззаботные дни остались в прошлом, теперь принц Филипп находился на передовой. Он стал одним из самых молодых лейтенантов в военно-морском флоте. Его имя упоминалось в донесениях, он получил греческий военный крест «За отвагу» после битвы у мыса Матапан в марте 1941 года. Во время высадки союзников на Сицилию в июле-августе 1943 года его сообразительность помогла спасти эсминец «Уоллес» от удара с воздуха и неминуемого потопления. В это опасное и критическое время принц Филипп продолжал переписку с принцессой Елизаветой.

Елизавета повсюду носила его фотографию. Маргарет страшно ревновала. Должно быть, она считала это ужасно несправедливым. Ей вполне могло прийти в голову, что Лилибет имела все, а она ничего. Она безраздельно владела вниманием отца, а теперь еще получила и возлюбленного. Вот ведь незадача — со вторых ролей Маргарет скатилась до положения «третьей лишней». Это было обидно.

Вне всякого сомнения, Маргарет наконец осознала, что, несмотря на свой больший, чем у сестры, талант и ум, ей предстояло всегда находиться в ее тени, довольствоваться ролью «придворной затейницы» и никогда не стать звездой шоу.

По мнению друзей, принцесса не могла хотя бы ненадолго перестать задумываться о том, что по характеру ей больше подходила роль королевы. Их подруга Алатея Фитцалан Ховард записала в дневнике:

«Бесспорно, я вижу Маргарет более подходящей кандидатурой на роль будущей королевы — у нее есть легкомыслие и безответственность, которой не хватает Л. (Лилибет), хотя ни одну из них нельзя назвать скучной»

Несмотря на все эти предположения, Маргарет всю жизнь служила образцом преданной сестры.

Из-за чего Елизавета не допускала ко двору поклонников Маргарет? Почему Маргарет сначала защищала леди Ди и потом пыталась стереть память о ней? О чем сестры говорили каждый день по телефону и каких тем избегали? Почему Елизавета не верила в «болезни» и «депрессии» Маргарет и даже запретила ей пользоваться коляской и костылями? О непростых отношениях сестер Виндзор рассказывает королевский биограф Эндрю Мортон в откровенной книге «Елизавета и Маргарет».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!