13 мая 2020

Страх ошибки блокирует самостоятельность

Минимизируйте стрессы. Умножайте ресурсы. Психолог и автор серии книг «Ленивая мама» Анна Быкова рассказала, как воспитать детей и не сойти от процесса с ума.

Воспитание детей никогда не было простым делом. А уж сейчас, когда мы уже не первый месяц находимся с ними постоянно рядом, и подавно. Психолог Анна Быкова уверена: чтобы сохранить рассудок и добрые отношения с детьми, достаточно научиться быть ленивой мамой. Что это значит, она рассказала в интервью БОМБОРЕ.

— С детьми сложно. Особенно сейчас, когда они с нами круглосуточно. У вас есть секрет: как не сойти с ума?

— У меня есть. Но мой секрет подходит только мне, не факт, что подойдёт другим. Потому что ситуации у всех разные. У меня, запертой с двумя подростками в городской квартире, и у моей сестры, проживающей в частном доме с тремя маленькими детьми, сильные и слабые стороны в нашем положении отличаются. Поэтому и стратегии не могут быть одинаковыми. Одинаковым может быть только принцип: опираемся на сильные стороны, создаем ресурс.

Нужно задать себе вопросы:

  • «Что больше всего сводит меня с ума?»
  • «Как это устранить/минимизировать?»
  • «Что можно этому противопоставить?»
  • «Какие у меня есть для этого ресурсы?»

Если ничего поменять нельзя, то план Б - поменять своё отношение. Можно через вопрос: «Какое убеждение за этим стоит? На какое убеждение я его поменяю?»

Задачи по математике, поделки по окружайке, диктанты по русскому… Пока сделаешь с детьми все уроки, заканчивается очередной день. Что со всем этим делать, чтобы осталось время на свою, взрослую, жизнь?

— Если на 100% погрузиться в образовательный процесс детей, то сложно успеть пожить еще и свою жизнь. Поэтому можно договориться с собой, что сейчас важнее не полученные знания и оценки по предметам, а сформированные навыки самостоятельного обучения. Не учиться вместе с ребенком, а научить его учиться самостоятельно, постепенно самоустраняясь. Процесс становится важнее результата. Здесь ошибки, здесь помарки, здесь забыл, здесь не успел вовремя – зато сам. Разобрали ошибки, устранили недочеты, обсудили, что можно сделать иначе, чтобы результат был лучше. С каждой неделей будет легче.

— Кто такая ленивая мама? Что в себя вбирает этот термин?

«Ленивая мама» — это мама, которая руководствуется принципом «необходимо и достаточно». Она не делает лишнего. Не делает за ребенка то, с чем он может справиться сам, предоставляя таким образом возможность для развития самостоятельности.

— Когда вы поняли, что вы — ленивая мама и вам это нравится?

— Когда после первой статьи, которая имела вирусный эффект и мощный резонанс в социальных сетях, мне стали приходить письма: «Скажите, это вы ленивая мама?». Вот, пожалуй, тогда я и поняла. Однажды эмоционально вброшенная фраза приклеилась ко мне вторым именем. Сейчас я уже к этому привыкла.


Поэтому и стратегии не могут быть одинаковыми. Одинаковым может быть только принцип: опираемся на сильные стороны, создаем ресурс.

Анна Быкова

— «Как прокачивать» в себе навык быть ленивой мамой?

— В книге этот термин используется в кавычках, потому что это не про настоящую лень. Не про апатию, халатность, праздность, пофигизм. Я бы в качестве синонимов подобрала «ответственность» и «осознанность». Нести ответственность за результат. Понимать, как воспитательные действия соотносятся с результатом в будущем. Если родитель сейчас не способствует становлению самостоятельности (по разным причинам, потому что так быстрее, удобнее, красивее, правильнее, спокойнее), то тем самым он формирует несамостоятельную личность. То есть зависимую. «Прокачивать» можно замечая, останавливая себя в моменте, когда хочется сказать ребенку: «Дай лучше я сделаю» или «Уйди, не мешай».

— Действует ли в воспитании авиаправило «Сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка»? Нужно ли маме сначала воспитывать себя, свои эмоции, заботиться о себе или стоит все силы бросить на взращивание этих навыков у детей, а с собой разобраться когда-нибудь попозже?

— Конечно, действует. Дети не только слова запоминают. Они еще и наблюдают за поведенческими реакциями. И если поведение расходится со словами, словам не верят.

Дети не только слова запоминают. Они еще и наблюдают за поведенческими реакциями.

Анна Быкова

— Как вырастить самостоятельного ребенка? Когда нужно начинать, чем для этого запасаться и кто с этим может не справиться?

— При развитии самостоятельности главное не мешать. Потому что у каждого ребенка есть естественный импульс к развитию самостоятельности. Без него не было бы стремления даже к самостоятельному передвижению.

Ребенок сначала сам ползет, потом сам делает первый шаг, потом требует ложку, чтобы самостоятельно есть. И на многие другие действия кричит «Я сам!»: сам открою дверь, сам нажму кнопку вызова лифта, сам налью компот, сам переверну блин. Задача взрослых - мягко сопровождать на этом пути взросления. Предоставлять возможность пробовать свои силы, помогать там, где требуется помощь, оберегать от опасности, хвалить за старания и подбадривать. Критика и страх ошибки блокируют импульс самостоятельности.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!

По материалам книг

Подписка

Узнай о новинках первым!