• Статьи
  • 28 апреля 2022

Rammstein и нацизм: как группа играет с огнем, но не заигрывается

Кто и за что обвинял легенд немецкой тяжелой сцены в «правоте» и почему сами обвинители не правы

Внизу еще много интересного

Критики находят запретные отсылки во всем: от обнаженных торсов до фирменной раскатистой «р».

С книгой специалиста по популярной музыке Петера Вике «Rammstein. Краткая история» разбираемся, кто и за что обвинял легенд немецкой тяжелой сцены в «правоте» и почему сами обвинители не правы.

Сердечная боль превратилась в боль на голову

«Вначале нашим единственным концептом была своего рода наивность в отношении к разным явлениям. Мы сознательно пытались придерживаться такого наивного подхода. Только когда начинаешь в чем-то сильно сомневаться, автоматически включаешь самоцензуру. А мы как раз стремились освободиться от любой формы цензуры».
Рихард Круспе

Первый записанный альбом Herzeleid (1995) прогремел так громко, что сразу стало ясно: ключом к успеху Rammstein будет провокация. Один только взгляд на обложку вызывал у немецкой публики злость — шесть обнаженных по пояс и покрытых маслом мужчин на фоне огромного, желтого цветка хризантемы.

«Идеи господствующей расы» — настаивала пресса. Каким образом обнаженный мужской торс вызывает такие ассоциации? Дело здесь не в группе, просто при каждой возможности Берлинская республика не преминет вспомнить о том, что у нее было прошлое.

«Stripped»: если в клипе есть нагой — получи под зад ногой

Характерный маркер нацизма — изображения обнаженных тел — появился впервые в 1997 году в клипе группы на песню Stripped. В этом же видео появляются кадры из фильма Лени Рифеншталь «Олимпия». В Spiegel online в 2017 году заявили, что группа является площадкой для пропаганды «ПЕГИДА» и AfD1.

Режиссер клипа Филипп Штельцль смонтировал кадры одной из ключевых работ фаворитки Гитлера. Но важно понимать, что использование фрагментов фильма Рифеншталь нельзя рассматривать как реверанс в сторону идей правого радикализма.

Сердце бьется слева

«Мы с Востока, мы выросли в социализме. Мы были либо панками, либо груфти — мы ненавидели нацистов! И тут родилось это притянутое за уши обвинение. Нашим ответом на эти нападки стала песня Links 2 3 4. В ней мы рассказали, на чьей мы стороне в вопросах политики».
Тилль Линдеманн

В повторяющемся много раз слове «Links» («Левой!»), грохоте металла и бодром ритме марша, отбивающего в рефренах «Links zwo, drei, vier» («Левой! Два, три, четыре») угадывается прямо противоположный тексту смысл.

Песня начинается чеканным маршем, и он рождает в голове образы, созвучные с «музыкой» правых. На концерте музыканты маршируют. Действо выглядит настолько странно, что воинственный грохот слов «Links zwo, drei, vier» ощущается скорее как гротеск, но вскоре потешная безобидность и дурачество сходят на нет.

На концертах слово «zwo» обычно выкрикивает толпа зрителей. Из-за этого получается, что после «Links» над концертной ареной оглушительно разносится не разговорная форма слова «два» — «zwo» (цво), а литературная «zwei» (цвай), и в довершении толпа поднимает вверх руки.

Сложно не распознать в толпе вскидывающейся вверх руки и в унисон грохочущей «zwei» образы нацистских маршей. Однако все вновь не так, как выглядит, ведь в конце концов пусть и фонетически близкое к «Heil», но все же иное слово выкрикивает толпа, и приветствует она не фюрера.

Покррричим, порррычим

Раскатистую «р» Линдеманна неизменно называют «типично нацистской» (издание Spiegel). В Германии ее на уровне звучания ассоциируют с речами Гитлера и не только.

Еженедельник Die Zeit в 1997 году объявил, что Тилль Линдеманн подражает голосу светловолосого изверга: «безжалостный, скрипящий, властный» (имеется в виду Рейнхард Гейдрих, начальник Главного управления имперской безопасности 12 (1939–1942), обергруппенфюрер СС и генерал полиции).

«Раскатистая “р” возникла не специально. Все получилось как-то само собой, потому что в низком регистре ты автоматически поешь именно так. Видит бог, мы не собирались использовать никакие характерные для фашизма элементы».
Тилль Линдеманн

В чужой храм со своим уставом

Во время концерта в 1998-м в небо над ареной Wuhlheide в Берлине устремились мощные потоки света, соединяясь над куполом арены в «Собор света», знакомый зрителям по световой инсталляции, в свое время созданной для съезда нацистской партии в Нюрнберге.

Имеется в виду «Храм света» немецкого архитектора Альберта Шпеера. Он окружил стадион, на котором проводился съезд, мощными прожекторами, направленными вверх. Это создавало эффект огромной комнаты, окруженной прозрачными световыми колоннами. Лучи света не пересекались, а были параллельны друг другу, образуя стены.

«Тогда мы были слегка агрессивны в своем стремлении расковырять старые раны. Хотя обнаружить их в Германии не составляет никакого труда. Когда мы заметили, как реагируют некоторые люди, что они думают или какие обвинения выдвигают, первое время мы продолжали следовать старым курсом. Однако позже мы поняли, что все же что-то идет не так — либо мы полные дураки, либо люди».
Пауль Ландерс

Как менялись музыканты и их творчество от первого до последнего на сегодняшний день альбома — узнайте из книги Петера Вике «Rammstein. Краткая история».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!