• Интервью
  • 12 ноября 2020

Ярослав Соколов: Если ты не знаешь будущего, создай его сам

Чему нас научила первая волна пандемии и почему врачи — главные герои 2020 года.

Внизу еще много интересного

Медицинский журналист и автор книги «Узнать по глазам» Ярослав Соколов взял интервью у тех, кто оказался на передовой борьбы с коронавирусом: врачей, психологов, волонтеров. А мы взяли интервью у него. Поговорили о том, на каких уроках первой волны пандемии стоит учиться, происходило ли что-то похожее в истории и переоценит ли общество значимость врачей.

— Число заболевших коронавирусом снова начало расти. Повсеместно говорят, что следует ждать новых волн эпидемии. Какие выводы мы должны сделать из первой волны, чтобы последующие пережить легче?

— Ситуацию, в которой мы все оказались с начала пандемии, без преувеличения можно назвать беспрецедентной. Весь мир стал на паузу. Перед нам встал вопрос не «Как жить в будущем?», а есть ли это будущее вообще.


На мой взгляд, единственный, эффективный сценарий поведения в данной ситуации — быть проактивным: ведь если ты не знаешь будущего, создай его сам. Именно умение работать с «неопределенностью» и есть лучшая проверка человека. Счастливо жить, когда вокруг тебя все хорошо — несложно. А вот что-то делать, чтобы изменить ситуацию, когда все рушится — это и есть искусство, которое требует смелости, отчаянности и экзистенциального мужества.

Какие выводы нам стоит всем сделать? Не мне судить. Каждый должен сам задаться этим вопросом. Возможно, сама постановка вопроса — это уже вполне достаточно, чтобы измениться. Я лишь могу сказать, что нам стоит почаще вспоминать о гуманности, о любви к ближнему, о заботе, об ответственности. Именно это, на мой взгляд, лучшая вакцина от пандемии — умение смотреть, слышать и «узнавать по глазам». И именно об этом моя новая книга.

— Как вы сами провели самоизоляцию? Какие изменения в привычном укладе переживали сложнее всего?

— Ровно в соответствии с тем, как описал выше — проактивно. Уже спустя месяц после начала самоизоляции я понял, что мне необходимо делать что-то, что как-то поможет каждому: и пациентам, и врачам, и всем, кто закрыт в своих квартирах. Я абсолютно точно убежден: чтобы помогать, не надо обладать чем-то, достаточно одного желания. И я начал действовать.

Писать у меня получается лучше всего в этой жизни. Поэтому я взял диктофон и отправился «в поле», писать о том, что происходит, изучать, исследовать. Таким образом, прошли два месяца — без сна и постоянно в работе. За это время была написана книга, которая, смею надеяться, поможет кому-то осознать все происходящее или хотя бы задать себе правильные вопросы.

— Вы рассказываете в книге о мировых эпидемиях, с которыми человечество уже сталкивалось. История повторяется или сейчас уникальный случай?

— Наверно, каждая история и ситуация всегда по-своему одинаковы и всегда типичны. Любая уникальность связана с тем, что мир меняется, не стоит на месте, появляются новые технологии, условия жизни, а вместе с ними изменяется и сам человек.

Сейчас мы все настолько привыкли быть в центре движения, в набитых вагонах метро, в городах, переполненных звуками толпы и машин, что, оставшись наедине с собой, нам стало жутко. И это, безусловно, уникальность наших реалий. Не зря, пандемию коронавируса назвали «пандемией страха». При этом, типичность этой ситуации проявляется в том, что, как и сотни лет назад, Вселенная снова показала нам, что от наших планов, решений, желаний мало что зависит.

Мне кажется, мы вообще сильно преувеличиваем нашу значимость, слишком уверены в том, что личность творит историю. На самом деле, историю творят какие-то еле видимые в микроскоп бактерии. А мы только подчиняемся им. И это важно осознать, принять. Может быть, сбитая с нас спесь собственной важности и значимости позволит изменить что-то в наших головах и мировоззрении.

— Какие истории, из описанных в книге, тронули и запали в душу больше остальных?

— Знаете, в книге очень много героических историй. Слово «геройство» я расшифровываю как поведение вопреки. То есть ты делаешь что-то, что противоречит текущему положению вещей, имея цель спасти кого-то или что-то. Герой — это не статус, а образ жизни. Им невозможно стать, им надо быть. И все истории в книге, они как раз про такие действия.

На самом деле, книга вообще не о коронавирусе — он всего лишь декорации, на фоне которых происходит нечто, достойное восхищения. Поэтому делить эти истории «на более или менее» — несправедливо. Каждый делает то, что может. И не важен масштаб, важно что тобой движет, какая у тебя цель.

— Билборды с изображением докторов и слова благодарности в соцсетях говорят о том, что люди переоценили для себя значимость медработников. Как вы думаете, это краткосрочный эффект или отношение к профессии теперь изменится навсегда?

— К сожалению, не изменится. Врач никогда не будет вашим лучшим другом, вы вспомните о нем только тогда, когда будет плохо. И уже тогда побежите к нему. Может быть, на какое-то очень короткое время, пока вы больны, он и будет вашим всем, но потом вы предпочтете о нем забыть. Просто потому, что белый халат — это про болезнь. И это чудовищно несправедливо.

Уже скоро на билбордах лица врачей заменят глянцевые поп-дивы, рекламирующие так нужный вам новый пылесос. Просто потому, что пылесос важнее для вас и для экономики страны. А врач? Врач и дальше будет вырывать из лап смерти людей, на ежедневной основе совершая героический подвиг. Но никто об этом не узнает.

Вдумайтесь, мы уже не говорим «медицинская помощь», мы говорим «медицинская услуга», что автоматически подразумевает финансово-материальные отношения. Наше отношение к врачам потребительское, они обслуга. Изменить эту ситуацию — мой журналистский долг, именно об этом все мои книги о медицине.

— После того, как количество заболевших летом пошло на спад, показалось, что опасность отступила и помощь волонтеров больше не нужна. Так ли это? И если кто-то из читателей хочет стать волонтером, как он может это сделать, чем может помочь?

В современных условиях найти информацию о том, как вступить в ряды волонтеров, не составляет никакого труда. Да и волонтерских фондов довольно много. Другое дело, чтобы стать волонтером, необязательно куда-то записываться. Можно самостоятельно, в одиночку делать свое дело, обогревать ото льда тот участок земли, который можешь. Поднять фантик на тротуаре, помыть свой подъезд, кормить бездомных животных или выйти на улицу с диктофоном и написать о людях, которые борются с мировой эпидемией, чтобы о их подвиге узнали остальные, — все это волонтерство в конечном счете. Поэтому мой ответ будет очень неоднозначным, но все же: надо просто захотеть, чтобы мир вокруг тебя становился лучше — это самый короткий путь к тому, чтобы стать волонтером. 

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!