• Статьи
  • 9 июня 2018

Бэнкси в Москве. Уровень угрозы допустимый

В ЦДХ со 2 июня открыта выставка работ скандального уличного художника Бэнкси. Разбираемся, кто он такой, и почему прежде чем посетить выставку, вам нужно прочитать нашу книгу, а также посмотреть фильм «Лето» Кирилла Серебренникова.

Внизу еще много интересного

Возможно, вы никогда не слышали о Бэнкси и думаете, что ничего при этом не потеряли. Возможно, вы из тех чиновников или домовладельцев, которых выворачивает при мысли о стрит-арте. Возможно, вы просто сноб или балерина «Большого». Но если нет, то привет. Сейчас мы расскажем кое-что важное из единственной книги про Бэнкси, которую стоит купить (остальные можете украсть в дань уважения преступнику, которым Бэнкси, по сути, является).

Существует четыре базовых потребности человека: еда, сон, секс и месть.;Бэнкси, уличный художник

Первое, что вам нужно знать: Бэнкси — британец. Вы могли думать, что он из США или из Палестины, или вообще никто не знает, откуда он. Но только через информацию о его родине мы поймем, что он хочет нам сказать.

Отрывок из книги «BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет вы скоро об этом узнаете»:

В начале 1990-х годов британцы стали свидетелями восхождения к власти политического класса, вооруженного полит-технологиями и большими улыбками. Тони Блэр объявил об окончании классовой борьбы. Нарастающее господство корпоративной культуры породило всеобъемлющую идею о том, что все, что нужно для достижения успеха, – это положительный настрой. Тем временем поезда уходили с молотка, миллионы оседали в карманах группы финансистов, в основном за счет налогоплательщиков.

Весь этот период времени Бэнкси был несгибаем, давая понять, что вся эта идея о «Классной Британии» – дерьмо полное. Он был тем малышом, который сказал, что король голый. Его кампания была обширной и последовательной, как хорошо спланированная военная операция. Казалось, он повсюду, куда не взгляни.

Он напомнил нам всем, что мы крысы. Пропасть между «имеющими» и «неимущими» стремительно росла. Государство уступило контроль над капиталом, одновременно усилив контроль над гражданским обществом под знаменем антитеррористических законов.


Крысы Бэнкси воздают должное и несокрушимому инстинкту выживания. Он сделал их изобретательными и хитрыми – полезные качества в сегодняшней безжалостной культуре. Уличные работы Бэнкси не только напомнили нам о том, что власть существует, и она работает против нас, но и о том, что она не столь ужасающе эффективна. Обмануть ее можно.

Бэнкси это анти-Лени Рифеншталь и анти-Рихард Вагнер, он восстанавливает общественные пространства как места для общественного воображения и просвещения там, где они стали пропагандистскими барьерами для мысли и сознания;Найджел Пэрри, портал ElectronicIntifada.

Вишенка на всем этом торте, конечно, личность Бэнкси. Самая интригующая версия заключается в том, что он из группы Massive Attack, и этим летом приедет к нам на гастроли.

Было бы странно не заметить ливневую свежесть бунтарства в Москве. В кинотеатрах идет «Лето» Серебренникова с разгильдяйским духом пассивной агрессии рок-клуба из 1981-го (как заметил Леонид Парфенов, дата легко рифмуется с 2018), и в Центральном Доме художника открывается выставка работ преступника Бэнкси. А между делом город заполоняют зрители ЧМ по футболу, из-за которого цены на номера в отелях и съемные квартиры, возможно, взлетели до бесконечности, а степень контроля за населением, возможно, усилилась в сотни раз (если всегда добавлять «возможно», как замечает автор книги о Бэнкси, вас, возможно, не смогут обвинить в клевете).


Отрывок из книги «BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет вы скоро об этом узнаете»:

В Англии установлено десять миллиардов камер видеонаблюдения, прямо как обширная сеть «Большого Брата». Что иронично, потому что шоу «Большой Брат» было названо по имени персонажа из книги об Англии с десятью миллиардами камер видеонаблюдения.

Обыватели любят камеры видеонаблюдения, потому что обыватели испытывают брезгливость, страх и презрение к своим собратьям. (Так ведь? По правде говоря, мы не проверяли этот факт.)

Ричард Уилкинсон (погуглите) недавно доказал, что это эффект неравенства относительных доходов. В определенных странах, где пропасть между уровнями дохода велика и концентрируется на небольшой территории (в Лондоне находятся самые богатейшие и беднейшие районы в Англии), уровень доверия минимален. И это прекрасная ситуация для тех, кто зарабатывает на безопасности. Не было лучшей возможности, чтобы начать бизнес на страхе. Что иронично, потому что меньше насилия в нашей жизни еще не бывало.

Funkadelic пели о единстве в музыке. Камеры видеонаблюдения поют о единстве в ожидании мести. Работа Бэнкси подчеркнула это довольно печальное мнение. Несмотря на то, что предмет изображения серьезен, работу пронизывает комичность. Как обычно, изюминка в размещении. Если камеры видеонаблюдения – это такая эффективная технология, то как, черт возьми, мог он нарисовать работу такого размера прямо под прицелом камеры?


Если смотреть на искусство не с точки зрения аукциона Сотбис, то оказывается, что рифма «лето-котлета» и граффити на грязной обшарпанной стене означают вот что: искусство должно входить в жизнь каждого так же легко, как консервная банка с супом, казенная котлета и грязная стена.

Власть гипнотизирует нас и неизбежно вводит в ступор. Мы подвержены ее влиянию, даже если не включаем телевизор и не читаем за обедом никаких газет. Она смотрит на нас из глазков миллиардов камер наблюдения, шарит в наших карманах, запирает наших знакомых в тюрьмах и запрещает нам пользоваться интернетом.

Стрит-арт дает нам возможность посмеяться над театром власти, его показухой и несостоятельностью.  Разве не смешно, если кто-то может нарисовать карикатуру на власть прямо под камерой наблюдения на правительственном здании? Или изобразить 65-метровый фаллос на Литейном разводном мосту напротив штаб-квартиры ФСБ, чтобы при поднятии моста ФСБ лицезрела гигантскую эрекцию? Или сказать партийному работнику, что строчка «мои друзья всегда идут по жизни маршем, и остановки только у пивных ларьков» – это жесткая и справедливая критика алкоголизма?

Смеясь над зрелищем, мы ослабляем его власть и получаем небольшое пространство для свежей мысли.

Но лишь небольшое. Не больше, чем допустимая степень угрозы.

Купить книгу «BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет вы скоро об этом узнаете»: здесь
Купить билет на выставку: здесь

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!