• Статьи
  • 16 сентября 2021

Гамбургеры от Ким Чен Ира, или как взломать выборы

О постправде, фейковых новостях, хакерских атаках и опросах с подвохом

Внизу еще много интересного

Чтобы править страной как можно дольше, необязательно искоренять политическую борьбу. Нужно пустить в ход стратегии, которые позволят «почти честно» победить на любых выборах.

Политологи Ник Чизмен и Брайан Клаас знают все «лучшие» мировые практики, которые позволяют править долго, оставаясь при этом демократически избранным правителем.

Рассказываем о четырех стратегиях, которые Чизмен и Клаас описали в своей книге «Как почти честно выиграть выборы».

Постправда: бургер изобрел Ким Чен Ир

В романе «1984» Джордж Оруэлл описал мир, где тоталитарная власть полностью определяет, что есть правда, а что — нет. Этот феномен называется «постправда». К слову, постправда стала словом года — 2016 по версии Оксфордского словаря. В авторитарных режимах постправду используют, чтобы создать и укрепить культ личности. Вот довольно забавный пример постправды из Северной Кореи: чтобы популяризовать семью диктаторов, народу говорят, что Ким Чен Ир изобрел гамбургеры, а его сын Ким Чен Ын начал водить машину в три года.

Когда фактами можно крутить как угодно, в стране легко установить авторитарную власть. Главное — контролировать поток информации и направлять его в нужное русло. Тогда не придется даже фальсифицировать выборы. Промывание мозгов и страх сделают свое дело.

Фейк ньюс: папа Римский запретил голосовать за Хиллари

В 2016 году вирусные фейковые новости собрали больше репостов, чем вирусные реальные. Масштаб дезинформации поражает: исследование 2017 года показало, что фейк ньюс о Трампе и Клинтон только на фейсбуке репостнули 37,6 миллиона раз!

Чтобы примерно представлять, как работают фейковые новости, перенесемся в Велес македонский городок с населением сорок тысяч человек. В феврале 2016 года местный подросток запостил вымышленную заметку. В ней утверждалось, что Трамп ударил по лицу митингующего. Вранье разлетелось по соцсетям, подросток поднял $150 на рекламных кликах и бросил школу, чтобы зарабатывать на штамповке «липы». Вскоре производство вымышленных историй встало на поток, и деньги потекли рекой. К октябрю Велес приютил уже сто сайтов протрамповской направленности. Там можно было встретить такое потрясающее чтиво, как «Папа Римский Франциск запрещает католикам голосовать за Хиллари Клинтон» и «Всплыли доказательства, что Обама родился в Кении — Трамп все это время был прав!»

Кибератаки: а не сыграть ли нам в пэкмена

Новые технологии — новые злоупотребления! Раньше для грязной работы нужно было присутствовать на избирательном участке. А теперь? Теперь незачем куда-то идти: систему можно «хакнуть» из любой точки земного шара.

Приведем пример. В ходе эксперимента 2012 года исследователи из Мичиганского университета взломали автоматы для голосования и подменили результаты. Вдобавок они «поигрались» с программным обеспечением. После их милой проказы терминал играл гимн университета всякий раз, когда избиратель оставлял голос. Другая команда ученых сумела незаметно установить игру Pac-Man на все терминалы, причем защитные пломбы на автоматах остались целыми.

Конечно, это не только американская проблема. В Эстонии 25% избирателей голосует онлайн: над страной висит масштабная угроза кибератак. В Мексике взломали правительственную базу данных с данными девяноста миллионов избирателей. С распространением цифровых выборов эти проблемы будут лишь прибавляться.

Опросы: он классный, потому что я боюсь

В менее развитых странах, где относительно мало людей пользуется соцсетями, работают более традиционные услуги по продвижению, например опросы с подвохом. Вот как это сработало в Азербайджане.

Чтобы выставить себя в выгодном свете, азербайджанский президент Ильхам Алиев нанял консалтинговое агентство Populus, с прошлом работавшее на Дэвида Кэмерона из британского правительства. Агентство опросило тысячу человек, 96% которых высказались в поддержку Алиева.

Опросы общественного мнения — важная часть предвыборной гонки. Но здесь была существенная разница: поскольку участников опрашивали лично, они опасались, что их слова будут доступны властям страны, поэтому ради собственной безопасности отвечали очень осторожно. Фактически они чувствовали себя вынужденными дать положительные ответы, несмотря на то что у многих участников опроса были веские причины для недовольства правительством: около 32% респондентов были безработными, а 25% сказали, что испытывают трудности с покупкой базовых товаров, например одежды.

Так иностранная компания помогла авторитарному режиму обелить репутацию и замаскировать неудачи: формально объективное исследование построили так, чтобы диктатор выглядел позитивно.

Какие еще манипуляции применяют политики, чтобы остаться у власти, от Аргентины до Зимбабве, от России до США? Узнайте правду в книге «Как почти честно выиграть выборы». Заказать ее можно по ссылке

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!