• Интервью
  • 14 сентября 2023

Коктейль молодости, напечатанные органы и другие прелести науки

Интервью с автором книги «Как подружить гены в клетках» Ангелиной Moleccula Потаповой

Внизу еще много интересного

Чудесные стволовые клетки могут превращаться в клетки любого органа, ГМО позволяет использовать меньше пестицидов, а когда-нибудь люди смогут победить рак и бороться с ВИЧ. Еще больше интересного о последних достижениях генной науки — в книге популярного блогера Moleccula Ангелины Потаповой «Как подружить гены в клетках. Коктейль молодости, светящиеся котики, напечатанные органы и другие прелести науки».

Поговорили с Ангелиной о клеточных технологиях, стволовых клетках, ГМО, генной терапии и будущем человечества.

— Что вас побудило популяризировать науку с помощью блога Moleccula, а потом и написать книгу?

— Впервые писать о науке в соцсетях я начала сразу после защиты диссертации. Я считала, что с ученой степенью я могу транслировать в массы что-нибудь интересное. Позже я стала снимать видео о биомедицине, рассказывать о сложных вещах простым языком. Так у меня появилось хобби.

Чтобы видео о науке было интересно аудитории, нужно уметь объединять содержание, интригующий сюжет и эмоции. Мои первые ролики сразу набрали тысячи просмотров, много лайков и комментариев, следующие видео набирали сотни тысяч и миллионы просмотров.

Главное, придумать максимально цепляющий формат. Например, рассказывая про химер, я могла бы объяснять, что это люди с двойным набором ДНК. Но в соцсетях такая лекция заинтересовала бы единицы. Чтобы видео «взлетело», мне нужно было привлечь огромную аудиторию. Поэтому я привела в пример реальную историю о том, как женщина родила ребенка, который оказался «чужим». Видеоролик получил большую популярность. Таков потенциал сторителлинга в социальных сетях.

— Сейчас я беру за основу для своих видео опубликованные в различных журналах исследования. Я коротко рассказываю о них или пишу о них в постах, но всегда дополнительно прикладываю фото материала с названием издания или ссылку на оригинальную статью (как учили в универе). Так тем людям, которым интересна заявленная тема, будет легче найти и изучить материал самостоятельно.

Успех в соцсетях привел к тому, что мне предложили написать книгу. Я была безумно рада, ведь первая глава у меня уже была! Оставалось дело за малым, дописать книгу. Два года работы с публикациями и своим перфекционизмом (книгу рожала дольше, чем ребенка) — и вот вы уже можете ее прочесть.

— Помимо научной деятельности вы занимаетесь музыкой, под псевдонимом Moleccula в сети можно познакомиться с вашими песнями. Чем вам нравится заниматься больше, наукой или музыкой?

— Для меня и наука, и музыка — это в первую очередь, творчество! Главное, что я транслирую любой своей деятельностью — нужно любить то, что делаешь. Я обожаю фортепиано, постоянно импровизирую, играя что-то из головы. В науке то же самое, настоящий ученый — это всегда ТВОРЕЦ! Я обожаю рассказывать о достижениях современной биомедицины и биотехнологиях, которые приближают нас к лучшему будущему, меняют мир. Такие исследования меня вдохновляют. Эти открытия совершают люди, которые ГОРЯТ своим делом. Наука — это интересно! Это не про формулы и колбы, а про идею, рвение и настойчивость.

Раз уж заговорили о творчестве, у меня назрел вопрос. Уже давно известно, что гены несут ответственность за предрасположенность к раку или ковиду, облысению или полноте. А можно ли по генам предугадать уровень интеллектуальных способностей человека?

— Интересный вопрос. На самом деле интеллект — плохо измеримое понятие. Все тесты, направленные на его количественное изменение, показывают лишь то, как человек справляется конкретно с этим тестом. Но все же требуются какие-то стандарты и методики, которые помогают привести это понятие к измеримой черте.

— Например, в одном из экспериментов ученые выявили 1016 генов, которые играют важную роль в уровне интеллектуальных способностей. Гены преимущественно экспрессируются в мозге и вовлечены в регуляцию клеточного деления, формирования нервной системы и апоптоза (механизма программируемой гибели клеток). Однако, исследования в этой области необходимо продолжать. Думаю, что скоро мы сможем узнать о себе много нового и интересного!

— Если гены уже научились читать и анализировать, можно ли их изменить? Что-то ненужное вырезать, что-то нужное вставить?

— Буквально десять лет назад ученые поняли, что можно. До этого они активно изучали геном современных и древних бактерий. И нашли в них участки со сходствами и различиями, при этом некоторые участки генома повторялись много раз. Но тогда ученые еще не понимали, что с этими повторениями можно делать.

Позже выяснилось, что эти участки генома бактерий — фрагменты ДНК их врагов, бактериофагов (вирусов бактерий). Далее, ученым пришло в голову приспособить эту систему для резки любой ДНК, за что они получили Нобелевскую премию (кстати, это были две женщины-ученые). За счет точно вносимого разрыва такими генетическими ножницами появилась возможность эффективно заменять фрагменты в геноме — вносить нужные мутации и чинить сломанные гены.

Сегодня это очень широко применяется в биомедицине, об этом пишется много статей. В своей книге я подробно рассказываю об этих удивительных генетических ножницах.

— Какие сверхспособности сможет обрести человек с помощью генной инженерии? Может быть, он сможет видеть в темноте, как сова, или бегать, как гепард?

— Мне так интересно наблюдать, как научная фантастика постепенно превращается в научные исследования. Сегодня ученые используют то, что еще 20 лет назад нам казалось невозможным. Например, те же генетические ножницы, о которых я уже упоминала. Теоретически можно все! Для этого нужно технологию сделать более точной, досконально изучить те варианты генов, манипуляции с которыми будут проводиться. Но вопрос: а правда ли нам нужно видеть, как сова или бегать, как гепард? Может быть, лучше сначала научиться лечить рак и бороться с ВИЧ?

— Редактировать можно не только человеческие гены. Гораздо безопаснее редактировать гены помидоров и огурцов, кукурузы и сои. Но почему-то покупатели настороженно относятся к получившимся продуктам. Так нужно ли опасаться ГМО?

— Одним из преимуществ генной инженерии является то, что она позволяет встраивать необходимые гены диких растений в ДНК высокоурожайных сельскохозяйственных культур в одно поколение. А применяя традиционные методы селекции (искусственного скрещивания) нам нужно намного больше поколений, обычно около 10. При этом при селекции нужный результат может и не получиться из-за смешивания как необходимых, так и нежелательных признаков. Именно поэтому генная инженерия способна значительно ускорить прогресс в области селекции.

Что же касается настороженности по отношению ГМО, тут еще интереснее, некоторые генетически-модифицированные продукты имеют больше положительного влияния на человеческий организм, чем те продукты, которые не подвергались модифицированию. Например, из-за того, что присутствует общественный скепсис по отношению к ГМО, их подвергают более тщательным проверкам, чем большинство сортов, которые где-либо уже используются.

Так же многие модифицированные сельскохозяйственные культуры устойчивы к неблагоприятным условиям окружающей среды, что позволяет не использовать в процессе их выращивания пестициды и химические удобрения.

— В начале вы хотели назвать книгу «В поисках ГМО», написать о том, какая генетика классная, как она спасет нас всех и все у нас будет хорошо. Почему вы решили расширить тему и рассказать о стволовых клетках?

 — Более 5 лет своей жизни я посвятила изучению стволовых клеток, выполняя исследовательскую работу для получения кандидатской степени. Я понимаю, насколько они перспективны в области регенеративной медицины и печати органов. Поэтому я решила посвятить им целую главу книги. А после пришла идея — показать, как генетические и клеточные технологии «творят чудеса». Как используя и генетические, и клеточные технологии можно создавать органоиды, например, для терапии тех видов рака, которые сейчас не лечатся.

— Что же такого необычного в стволовых клетках? Почему сейчас столько внимания им уделяют, а вы посвятили им большую часть книги?

— Главная способность этих клеток — самообновляться и превращаться в клетки различных органов и тканей. Они являются своего рода «запасными частями», которые можно использовать, если в организме произошла «поломка». Использование стволовых клеток в различных областях медицины — перспективное направление, которое может избавить человечество от многих заболеваний. «Добыть» эти клетки можно несколькими способами. Самый часто применяемый — донорство костного мозга (забор часто осуществляется из подвздошной кости). Есть другой источник стволовых клеток — это эмбрион ранней стадии развития. Однако этот способ сомнителен по этическим причинам и недостаточно изучен в медицине. Существует еще один источник стволовых клеток, самый безопасный — пуповинная кровь и пупочный канатик.

Интересно, что, например, содержащиеся в пуповинной крови и пупочном канатике стволовые клетки можно сразу после рождения ребенка сохранить в специальном банке. Впоследствии, если человек серьезно заболеет, он сможет использовать собственные ресурсы.

— Вы сказали, что ваша кандидатская диссертация была связана со стволовыми клетками. Расскажите подробнее о своей работе? И так ли безопасно использовать стволовые клетки?

— В своей диссертации я исследовала то, как ученые могут использовать стволовые клетки для лечения химических ожогов и механических травм. Это очень эффективный материал для восстановления, так как стволовая клетка способна трансформироваться в клетку ткани. Однако серьезная сложность заключается в том, что также она способна стать не «другом», а «врагом» и превратиться в источник распространения онкологии по организму. Для того чтобы взять от стволовой клетки только ее лучшие качества, мы работали не с ней самой, а с ее факторами роста, благотворно влияющими на регенерацию.

Предметом моих исследований была поврежденная кожа. Я вводила факторы роста стволовых клеток животным, и следила за тем, происходит ли заживление ткани, и каким образом воздействуют компоненты, сравнивая этот процесс с действием плацебо (физраствора).

— Какие сегодняшние исследования в области биомедицины вы можете назвать наиболее волнующими и перспективными? Как они смогут помочь человечеству жить лучше?

—Те технологии, которые я считаю наиболее перспективными, я подробно описала в книге. Это технологии генетической инженерии, такие как редактирование генов и создание органоидов и 3D-печать клетками. Ну и, конечно, совместное использование этих технологий, которое позволит нам бороться с ранее неизлечимыми заболеваниями, вследствие чего, жить дольше и качественнее.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!