• Интервью
  • 14 июля 2023

Интервью с российским финансистом, писателем и путешественником Алексом Беллом

Алекс Белл — финансист, выпускник Гарварда, автор книг «Мировое правительство» и «2084: Счастливый новый мир».

Внизу еще много интересного

— Как бы вы объяснили десятилетнему ребенку, что такое философия и зачем она нужна современному человеку?

— Каждый с раннего детства задает себе вопросы, которые кажутся простыми, наивными, несерьезными. Но на самом деле эти вопросы такие сложные, что даже современная наука не может дать точный ответ. Откуда взялся наш мир? Его кто-то создал? Если да, то кто? Или он возник сам собой? Тогда из чего? Ведь не может же что-то возникнуть из ничего? Или может? Почему я — это я? Откуда внутри меня возникло ощущение именно моего «я», а не чьего-то чужого? Что это такое вообще за «я», откуда оно взялось? Почему всю историю люди так много воюют? Неужели так трудно жить в мире и согласии: чтобы каждый был в безопасности и счастлив? Почему человека, который поступил плохо, мучает совесть? Зачем и откуда она берется?

Философия — пытается ответить на эти и сотни других «вечных» вопросов. Ни один из ответов не является конечной истиной, а некоторые и вовсе противоречат друг другу. Но поднимаясь по этим идеям, как по ступенькам лестницы, мы начинаем лучше понимать суть нашего мира. И поиск философских истин, скорее всего, не имеет конца.

— Что вдохновило вас написать книгу «Думай как великие. Говорим с мыслителями о самом важном».

— Каждый образованный человек знает имена великих мыслителей: Сократ, Платон, Сенека, Спиноза и так далее. Но что конкретно привнес каждый из них? Что такое «пещера» или «государство» Платона? Какую таинственную «субстанцию» описал Спиноза? Почему император Марк Аврелий смотрел на будущее Рима с таким пессимизмом? Думаю, тут уже не каждый сможет содержательно поддержать беседу. Проблема в том, что труды великих философов объемны, их объективно тяжело читать. Многое изложено устаревшим, непонятным языком. Авторы ссылаются на события и личности, известные в их время, но малопонятные современному читателю. Бывает и так, что на трехстах страницах читаешь нечто устаревшее, не содержательное. Но затем, в одном абзаце на триста первой странице, попадается гениальная мысль, изменившая мировую философию. Но до нее современному читателю сложно «продраться».

Есть еще справочники Но в них информация подается сжато, сухо, нет эффекта знакомства с личностью философа, что важно. Ролики в интернете дают слишком плоский взгляд на философию. Поэтому я и решил написать такую книгу, чтобы ее было легко, интересно и увлекательно читать, и чтобы она бы давала достаточно точные знания об учении мыслителей.

— В итоге получилось 25 историй о человеке из будущего, который переносится в прошлое, чтобы поговорить с великими мыслителями, от Заратустры до Спинозы, от Пифагора до Ньютона. Причем, это не просто диалоги, а увлекательные рассказы со своим сюжетом, в который вплетены мысли философов. Как вам пришел в голову этот формат — такой легкий для восприятия, благодаря которому основные тезисы запоминаются буквально сами по себе?

— На мой взгляд, лучший способ начать понимать идеи человека — это всмотреться в него, — что вообще это за человек? Каков его жизненный путь, характер, манера излагать мысли? Как он пришел к своему неповторимому мироощущению? Голливудские сценаристы утверждают, что самое интересное для любого человека — это другой интересный человек, герой какой-то истории. При этом история цепляет, только если мы хорошо представляем героя, он вызывает эмоции.

Как мы знакомимся с людьми? Слушаем, что они говорят. Живая речь нам намного ближе, а суть — понятнее, чем обезличенный абстрактный текст. Поэтому я и решил превратить философов из академических имен в живых, эмоциональных, понятных людей, со своим колоритом и взглядом на мир. Описывая мыслителей, я опирался на первоисточники, воспоминания современников, тщательно воссоздавал их физический и интеллектуальный облик.

— В каждой истории повествование идет от первого лица, поэтому читаешь и представляешь именно вас. В беседе с Лао-Цзы главный герой и рассказчик говорит: «Я задаю себе сложные вопросы, и нечасто нахожу на них ответы. Порой мне кажется, что я полжизни проблуждал в темноте». Насколько мнение рассказчика совпадает с вашим?

— Книга действительно отчасти биографична: каждому мыслителю герой задает те вопросы, которые интересны мне, а не те, что «надо задать». Этот вопрос Лао-Цзы я бы точно задал, но не сейчас, а в юности, когда был школьником или студентом. Кстати, большинство «ответов» на мои вопросы — либо прямые цитаты философов из их книг, либо логическое продолжение их мыслей, точно ложащееся в канву их исследований.

— По каким критериям вы выбирали 25 главных философов для книги?

— Я хотел охватить огромную эпоху, с начала 1-го тысячелетия до нашей эры — зарождение философии — до 18-го века, условной даты рождения современной науки, отцами которой были Ньютон и Лейбниц. Их я описываю в заключительной главе.

Я составил список самых известных, цитируемых и влиятельных мыслителей этого периода. Получилось 35–40 имен. Изучив его внимательнее, я обнаружил, что идеи некоторых философов тесно переплетаются. Из таких «пар» имело смысл оставить кого-то одного, чтобы не повторяться. Так книга сжалась до 25 историй.


— Глава о Платоне и упомянутые в ней мысли философа невольно вызывают ассоциации с разными лидерами и строями. Кто из известных исторических деятелей руководствовался — или прикрывался — платоническими идеями?

Платоновская — весьма спорная — идея об «идеальном» государстве напоминает строй в современной ему Спарте. Но это, скорее, совпадение. В то время Афины и Спарта жестоко воевали, и Платон вряд ли мог прославлять противников. Из современных политиков никто не брал идеи Платона за ориентир. Если говорить о самых печально известных, то они, скорее, руководствовались идеями из работ Ницше, возможно, не понимая их истинной сути. Говоря о Платоне, его мысли об идеальном государстве звучат странно и жестоко. Но при этом они дают богатую пищу для размышлений и дискуссий о вечной сути политики и общих принципах построения общества.

— В целом, какую роль играет философия в формировании современного мира?

— Для мыслящего человека философия, в том числе и в наши дни, служит опорой в осознании смысла происходящих вокруг событий. Отличительная черта нашего времени — абсолютная, мгновенная доступность информации обо всем на свете и, наоборот, огромная сложность систематизации, понимания глубинной сути. Мы знаем, что и где произошло, но, чаще всего, не понимаем, что за этим стоит в реальности. Владение логикой, критическим мышлением — нашим главным инструментом в океане информации — близко соприкасается с хорошим знанием философии. Рассуждая, то есть философствуя, мы совершаем в жизни гораздо меньше досадных ошибок.

Если говорить о мире в целом, то он, несмотря на все достижения точных наук и вычислительную мощь компьютеров, по-прежнему находится в стадии мучительного поиска ценностных ориентиров для общества. Это приводит к острым конфликтам и расходованию ценных ресурсов, пока остающихся у человечества. Философия — это то средство, которое должно вести к правильному выбору траектории развития «человека разумного». Если, конечно, мы действительно таковыми являемся.

— Какие из философских идей, упомянутых в книге, особенно актуальны сегодня?

— Каждый из упомянутых мной мыслителей привносит полезные, актуальные идеи, иначе он бы не оказался в этой книге. Именно сейчас я особо выделил бы учение стоиков: Сенеки, Марка Аврелия, — которые подсказывают нам правильный способ жить в тревожные времена. Вечно актуальны и послания религиозных лидеров, проповедующих стремление к свету и добру.


— Кто из мыслителей, с которыми герой беседует в книге, оказали на вас лично наибольшее впечатление? Почему?

— Мне трудно выбрать кого-то одного. Аристотель потряс меня широтой своих интересов и знаний, по меркам своей весьма древней эпохи. Эпикур по-хорошему зарядил жизнелюбием. Марк Аврелий подал пример благородства помыслов. Апостол Павел, живший две тысячи лет назад, по сути, сформировал современный христианский мир. Спиноза удивил жизненным выбором: одиночество вместо богатства ради права отстаивать свое мнение. Мне кажется, его учение, а его поклонником был Эйнштейн, — еще засияет новыми красками в свете будущих открытий. Ньютон и Лейбниц изобрели современную науку. При всем их своеобразии, мало кто был настолько же гениален.

— Кому бы вы посоветовали прочитать вашу книгу в первую очередь, и почему?

— Книга адресована широкому кругу читателей: от школьников до пенсионеров. И особенно читателям в самом расцвете интеллектуальных сил. Она одновременно понятная, познавательная, полезная для саморазвития.


Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!