• Статьи
  • 28 февраля 2020
  • 5 мин.

Тайны великих режиссеров

Неуловимый конфликт Тарантино, переломные моменты Скорсезе и зрелищные находки Спилберга. Три Мастера раскрывают секреты.

Внизу еще много интересного

Люди высшего света поднимают бокалы с шампанским. Блондинка в желтом костюме Брюса Ли изрезает орду противников в куски. Девочка в красном пальто стоит в черно-белой очереди. Анализируя фильмы, мы часто замечаем актерский талант и эмоции, которые вызывает кинолента, и не заостряем внимание на тщательности, с которой спланированы кадры. Раскрываем визуальные секреты трех культовых режиссеров Голливуда — Квентина Тарантино, Мартина Скорсезе и Стивена Спилберга — вместе с книгой «Как снимают блокбастеры».

Неуловимый конфликт Квентина Тарантино

В фильмах Тарантино актеры часто стоят друг к другу лицом, тем самым создавая едва различимый, но неоспоримый конфликт. Как правило, зритель скучает, наблюдая такую беседу персонажей со стороны. Лица видно в профиль, поэтому сложно следить за мимикой. Ниточка интереса рискует потеряться. Но только не в фильмах Тарантино. Вот что он делает для того, чтобы его фирменный диалог face-to-face не был визуально однообразным:

Начинает издалека

Перед тем, как запечатлеть двух беседующих людей только в профиль, одного из них он приводит в кадр издалека. Человек появляется поодаль и начинает диалог, постепенно приближаясь ко второму персонажу. Или дает персонажам встретиться в отдалении от камеры, прежде чем привести их ближе, к месту разговора. Часто сам диалог начинается за некоторое время до остановки перед объективом кинокамеры.

Продумывает реплики

Актеры остановились перед объективом камеры и продолжают беседу. Чтобы face-to-face не начал наскучивать, Тарантино продумывает жемчужные реплики, каждая из которых — на вес золота. Их еще долго будут цитировать после выхода фильма. Ожесточенный спор или шутливая перепалка — что угодно, чтобы отвлечь зрителя от искусственных поз перед камерой.

Добавляет физики

Знаменитые лонгшоты бесед лицом к лицу в фильмах Тарантино длятся по три-четыре минуты. Почему мы продолжаем смотреть, не отрывая глаз? Все дело в визуальной увлекательности физических движений. Ведь актеры не только озвучивают текст. Например, в «Джеки Браун» герой Сэмюэля Джексона кладет руку на шею герою Криса Такера. А когда Такер выпускает сигаретный дым, вместо того чтобы отвернуться от камеры, он поворачивается к ней, чтобы зритель увидел выражение его лица. Случайность? Где угодно, но только не в фильмах Тарантино. В них не бывает случайных взглядов. И каждый жест — это прагматичный расчет величайшего знатока кинематографа.

На протяжении большей части подобных сцен актеры удерживают взгляд друг на друге. Именно этот непрерывный визуальный контакт заставляет зрителя уловить в диалоге нотки неуловимого конфликта. И, как водится, эти нотки не предвещающие ничего хорошего. Вспомните хотя бы финальный диалог Умы Турман и Дэвида Кэррадайна из «Убить Билла 2». Не помните? Самое время пересмотреть фильм. Ведь теперь вы знаете пару хитростей легендарного Квентина.


Переломные моменты Мартина Скорсезе

Когда в персонаже происходит критическая перемена, Скорсезе делает все, чтобы ее было видно на экране. Естественно, здесь выходит на передний план игра актера. Но не менее важны авторское видение директора и поставленная работа оператора. Мастерство Скорсезе как нельзя лучше демонстрирует принцип «show, not tell» — покажи, не рассказывая словами — в действии. Обратим внимание на его приемы в иллюстрации критических перемен в героях:

Держит по центру

Чтобы зритель сосредоточился на персонаже и назревающих в нем переменах, Скорсезе удерживает героя в центре внимания. То есть буквально располагает актера в центре кадра до самого конца сцены. Так зритель лучше увидит происходящие в персонаже перемены.

Воздвигает преграды

Это может быть что-то совсем не значительное — стеклянная дверь, порог здания, другие люди. Герои Скорсезе двигаются по подобной полосе препятствий, не колеблясь ни секунды. Его сценарии заставляют героев пересекать не одну черту. И зритель чувствует: героя ждут серьезные перемены.

Задает темп

Скорсезе делает так, что движения актера задают темп и направление камере. Например, по мере приближения актера, камера отъезжает назад, но сохраняет дистанцию и удерживает героя в центре кадра. Объектив отодвигается так, словно ее отбрасывает напор решившегося на что-то героя. Лицо актера, как правило, остается в центральной трети кадра

Если эмоциональное состояние героя является ключевым элементом кадра, Скорсезе никогда не выпустит персонаж из центра и не позволит другим закрыть его. Посмотрите или пересмотрите «Таксиста». Если раньше не замечали, то теперь вы точно обратите внимание на то, как Де Ниро решительно заходит в предвыборный центр. Он преодолевает дверь, перешагивает через порог и направляется к героине Сибилл Шеперд. На пути он встречает еще одну преграду в виде героя Альберта Брукса. Брукс удерживает, но не загораживает его. И мы по-прежнему наблюдаем за бурей эмоций на лице Де Ниро.


Зрелищные находки Стивена Спилберга

В «Империи солнца» юный персонаж Кристиана Бэйла обнаруживает разбитый самолет. Он уже видел самолеты в небе, но сейчас впервые прикасается к настоящему боевому истребителю. Герой несказанно впечатлен. И в этот момент Спилберг заставляет зрителя впечатлиться так же сильно. Зритель чувствует тот же восторг, который испытывает мальчик. Как Стивен Спилберг делает находки по-настоящему зрелищными:

Показывает мини-версию

Прежде чем познакомить зрителя с необычной находкой — предметом во всей величине, — Спилберг часто делает небольшую затравку. Он показывает в кадре уменьшенное подобие будущей находки: игрушечную модель, фотографий, рисунки и другие изображения, которые намекают, что последует далее.

Открывает новый мир

Уникальному стилю Спилберга присущ такой прием: великий режиссер продумывает сцену так, чтобы поворот камеры вслед за актером открывал зрителю находку. Находка может поражать размерами или зловещестью. Главное — она всегда не похожа на то, к чему привыкли главные герои. Такая сцена мгновенно наполняется ощутимым драматизмом.

Подчеркивает масштаб

Чтобы подчеркнуть масштаб нового открытия, Спилберг буквально разворачивает персонажи от того, чем они были одержимы до находки. Поначалу он скрывает от глаз зрителя то, на что смотрит герой. Чувствуете, как нарастает тот самый саспенс?

Талант режиссера заставляет зрителя теряться в догадках как можно дольше. Он останавливает актеров прямо у неожиданной находки. И нам остается только гадать и ждать, прилипнув к экрану: что же там спрятал от нас король блокбастеров.


Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!