• Статьи
  • 29 июля 2021

Консерванты для мутантов? 5 мифов о E-шках

Вода вызывает зависимость, лимон провоцирует рак, а клюква выделяет бензин. Правда это или ложь, узнаем в статье.

Внизу еще много интересного

Е260, Е330, Е120, Е150, Е211 и дигидрогена монооксид — если вам ничего не говорят эти названия, то смело читайте дальше. Ведь вместе с автором книги «Страшная химия», пищевым технологом и химиком Ольгой Косниковой мы развеем мифы и расскажем, почему не стоит бояться всех Е-шек подряд.

Е260 — опасный консервант?

Знакомьтесь, Е260 — уксусная кислота. Ее история очень увлекательна. Она была одной из первых пищевых добавок в истории человечества. Соления, консервы, соусы и просто будоражащая вкусовые рецепторы добавка к пище.

Кислая среда не оставляет микроорганизмам шансов, поэтому уксус — прекрасный консервант. Следующий раз не обманывайтесь, если видите упаковку соуса, на которой гордо написано «без консервантов», а в составе скромно указан уксус. Потому что уксус — это просто разбавленная водой до 10–15% уксусная кислота Е260. А уксусная эссенция — это уксусная кислота, разбавленная водой до 70–80%. Не самый честный способ производителя извернуться ради этикетки «без химии». Уксус спокойно хранится годами без холодильника, ибо что ему сделается?

Е330 вызывает рак?

Интернет пестрит статьями на тему «Е330 — это канцероген! Он вызывает рак! Избегайте его!» Но на том же сайте вы можете найти статью, которая посоветует при простуде пить много чая с лимоном.

Стоп, но Е330 — это же лимонная кислота! Более того, лимонная кислота — это наш естественный метаболит. Она ежесекундно участвует в биохимических процессах в клетках организма. Неужели она убивает нас изнутри? Что-то не похоже. В таком случае от поедания лимонов и апельсинов мы бы болели и умирали.

Лимонная кислота не может быть канцерогеном, как не может им быть вода. Призывы отказаться от Е330 в составе звучат так же абсурдно, как призывы перестать пить воду.

Краситель в газировке смертельно опасен?

Е120 — натуральный краситель кармин. Тот самый краситель в «Кока-Коле», «сделанный из жуков». Технически это соединение, получаемое из карминовой кислоты. А саму кислоту получают из самок насекомого мексиканской кошенили.

Согласны, звучит не очень аппетитно. Но на самом деле уже давно никто не давит бедных насекомых ради газировки. Теперь в «Коле» лишь скучный Е150 — сахарный колер. Помните, в детстве делали карамельки, нагревая сахар над плитой? Так это он и есть. Если вы пьете каждый день по несколько литров газировки или съедаете полкило пирожных, окрашенных Е150, вред получите скорее от переедания сладкого, а никак не от страшной пищевой добавки.

Дигидрогена монооксид — неуловимый убийца?

В 1990-е годы в СМИ начала распространяться пугающая информация об опасном химикате — дигидрогене монооксиде. Он загрязняет все водопроводные системы и при этом неуловим: у него нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

Дигидроген монооксид используется в ядерных реакторах, в производстве пенопласта, пестицидов и искусственных пищевых добавок. Химикат вызывает мощную зависимость: если не употреблять его более 160 часов, наступает смерть. И мы не знаем, как очистить воду от этого вещества! Караул!

Звучит и правда ужасно. Настолько, что в 1998 году депутат парламента от новозеландского города Отаго решила начать кампанию по запрету дигидрогена монооксида. И все бы ничего, если бы дигидрогена монооксид не был… обычной водой. Той самой H2O, названной по всей строгости номенклатуры.

Дигидроген — два атома водорода. Монооксид указывает на один атом кислорода. Эту потрясающую утку запустили студенты Калифорнийского университета. Наверное, они и не предполагали, каких масштабов достигнет их шалость!

На примере этой мистификации мы видим, как важно:

а) не пугаться длинных химических названий и не демонизировать вещества только из-за того, что они неблагозвучны;

б) критически осмыслять информацию и не верить всему подряд.

Бензоат натрия — это что-то из бензина?

Слово «бензоат» похоже на «бензин». А бензин — это нефть. Батюшки, что мы едим, спросите вы? Но ягоды и фрукты не в курсе наших лингвистических страданий и спокойно себе вырабатывают бензойную кислоту — это их защита от микробиологического вторжения.

Бензойную кислоту в больших количествах синтезируют клюква, морошка, малина, виноград, смородина, корица и гвоздика. Естественным образом она образуется при созревании сыра, вина и хлеба. Кислота отлично останавливает образование плесени.

Бензоату присвоили номер Е211. И тут все резко поменялось. «Без консервантов хочу! Мне химия в еде не нужна». Как много значит название! Лучше бы писали на этикетке не Е211, а «натуральный органический природный консервант, полученный из экстракта ягод». Звучит классно, правда?

Еще больше фактов о Е-шках, стабилизаторах, усилителях вкуса и консервантах — в книге «Страшная химия». Купить можно по ссылке.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!