• Статьи
  • 17 августа 2021

Как создаются духи и почему они столько стоят

Рассказываем, кто придумывает новые ароматы и почему природные запахи не в почете у парфюмеров.

Внизу еще много интересного

Помните, как главный герой «Парфюмера» мечтал создать идеальный аромат? В реальном мире работа парфюмеров так же сложна и увлекательна. Только все мирно и без криминала. Как и кто делают парфюм, рассказывает Лука Турин в книге «Секрет аромата».

Разберемся, как создаются духи и почему даже маленький флакончик любимого парфюма может обойтись в круглую сумму.

Духи: что это вообще такое?

Духи — сложные смеси веществ, которые профессионалы называют «сырьем». Сырье может быть экстрактом из натуральных или синтетических источников. И если натуральные были созданы самой эволюцией — для привлечения пчел, синтетические придумал человек — для привлечения понравившихся людей. 

Почему натуральное сырье — не всегда хороший выбор

Растения для парфюмерии в наше время собирают преимущественно в России и странах бывшей Югославии. Здесь все прозаично. Цветы наваливают на грузовики, доставляют к установкам, где сырье выделяется из растения, затем подвергается паровой дистилляции. В результате этого грубого процесса получается неоднородный и нередко некачественный материал. Получившиеся сырье относится к растениям, из которых его получают, как апельсиновый джем к севильскому апельсину.

Добавьте к этому еще и тот факт, что синтетические материалы создавать гораздо дешевле, чем экстрагировать из натуральных продуктов, и поймете, почему парфюмерия так не любит натуральные источники сырья и естественные ароматы.

Конечно, есть ароматы типа Diorissimo, который отчетливо пахнет ландышем. Эдмон Рудницка, создавая композицию Diorissimo, посадил в своем саду ландыши — чтобы иметь возможность в любой момент сравнить парфюмерный портрет с оригиналом. Но это скорее исключение из правил: парфюмеры очень редко слепо копируют природу, предпочитая смешивать разные ароматы и получать нечто совершенно новое.

Как парфюмеры создают ароматы природы

Вместо того чтобы грубо добыть аромат из самого цветка, химики предпочитают анализировать воздух над ним. Определив молекулы, в этом воздухе содержащиеся, можно составить формулу аромата — и создать максимально точную копию смеси, используя синтетические материалы. Так, например, были созданы духи Pleasures фирмы Estee Lauder — это прозрачный цветочный аромат, который деликатно обволакивает ваши рецепторы.

Кстати, новые парфюмерные молекулы могут создавать всего шесть парфюмерных фирм в мире. Все остальные просто смешивают то, что им поставляет Большая Шестерка. Каждую неделю выпускается с десяток новых веществ — и только самые лучшие и успешные попадают на полки в магазинах и на наши туалетные столики.

Как происходит процесс создания духов

Чтобы понять работу парфюмеров, нужно посмотреть, что у них на столах. Справа — небольшой лоток с парой десятков бутылочек. Здесь находятся самые успешные вещества, которые только что появились на рынке. Рядом — распечатки составов самых интересных новых парфюмов. Вооружившись такой распечаткой, парфюмеры могут в считанные дни скопировать любой простой аромат. А прямо перед парфюмером — новейшие версии того, над чем он сейчас работает. Обычно парфюм проходит несколько десятков, а в некоторых случаях и сотен версий.

Различные версии маркируются и ежедневно оцениваются специалистами-эвалюаторами, которые нюхают их, обсуждают с парфюмером и отбирают те варианты, которые можно будет показать клиенту. Все это — в ответ на бриф, то есть на описание того, что хочет бренд.

Почему духи столько стоят

В магазинной цене лишь три процента приходится на сам запах. Остальное — упаковка, реклама и маржа.

Если говорить только про изготовление аромата, то несколько лет назад fine fragrances (высокая парфюмерия) обходились в €200–300 за килограмм. В наши дни даже €100 считается дорого. Бухгалтеры и экономисты постоянно упрощают и удешевляют формулы, поэтому сегодня познакомиться с легендарными ароматами прошлого вроде Émeraude, l’Origan, l’Aimant фирмы Coty невозможно, даже если вы купите флакончик этих духов в магазине.

Продолжить знакомство с ароматной кухней и понять механизмы работы парфюмерной индустрии поможет книга «Секрет аромата»

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!