• Статьи
  • 19 марта 2021

Как извиниться, чтобы простили: советы психотерапевта

Четыре шага, которые научат просить и получать прощение даже в самых запущенных случаях.

Внизу еще много интересного

«После ошибки многие из нас автоматически говорят “прости меня”. Но даже если эти слова были произнесены в искренней попытке наладить отношения, зачастую их недостаточно», — говорит психотерапевт Молли Хоус. За тридцать лет работы Хоус выработала собственную методику качественного извинения и поделилась ей в книге «Без обид». Делимся четырьмя шагами по Хоус, которые научат извиняться так, чтобы всегда прощали.

Шаг 1. Ничего не делать, просто быть рядом

Первый шаг нужен, чтобы внимательно выслушать собеседника и понять его чувства. Если просить прощения, не разобравшись в причине обиды, можно извиниться не за то, в чем мы действительно виноваты. Так как мы часто не знаем опыта других людей и не видим собственные ошибки, эти самые люди должны нам на них указать. Это как в вождении: мы не можем избавиться от слепой зоны, но как ответственные водители мы должны постоянно помнить о ней.

Нам не нужно менять мнение о себе, чтобы прислушиваться к чужому видению наших поступков. Даже не нужно верить, что мы действительно причинили вред. Но нужно полностью сосредоточиться на другом человеке во время обсуждения того, как вы на него повлияли. Услышать о его боли.

Часто извиняющиеся прерывают этот шаг защитными маневрами, пытаясь оправдать себя или обесценить жалобу другого. Трудно промолчать, когда кто-то описывает наши действия так, что они кажутся несправедливыми или неточными. Тем не менее на этом этапе мы не должны контратаковать. Только слушать.

Фразы, которые помогут:

«Мне казалось я знаю, что произошло, но, видимо, я что-то упустил. Объясни мне, пожалуйста?»

«Я сильно обидела тебя, и я искренне хочу понять, в чем моя вина».

«Я хочу понять и сделаю все возможное, чтобы просто слушать».

Следующие шаги тоже потребуют терпения, смирения и мужества. Но совершая первый шаг, мы создаем импульс. Исцеление уже началось.

Шаг 2. Говорить искренне

На втором этапе мы должны показать, что понимаем, как страдал другой человек, что нам это небезразлично. Это время показать, что мы берем ответственность за причиненный другому вред. Даже если это было ненамеренно. Важно помнить, что дело в другом человеке, а не в нас. Суть второго шага — это сочувствие к пострадавшему, а не искупление грехов, и извинение должно фокусироваться только на чувствах собеседника.

Фразы, которые помогут:

«Мне очень жаль, что я слишком много выпил / поспорил / приехал поздно / пренебрег серьезным поводом и испортил тебе такой важный день. Мне нет оправдания».

«Это моя вина, что я все не предусмотрел. Мне очень жаль».

«Мне следовало понять, как много это значит для тебя. Мне так жаль, что тебе пришлось пережить это в одиночку».

Говорить нужно искренне и по делу. Витиеватые заявления отвлекают от самой важной мысли: мы осознаем ответственность и сожалеем. Если нам удалось выразить сочувствие и искреннее сожаление, мы уже на полпути к прощению.

Шаг 3. Возместить ущерб

Главный вопрос для третьего шага звучит так: что может компенсировать боль или несправедливость? Какое возмещение сможет восстановить нарушенный баланс?

В личных отношениях «возмещения», как правило, не материальны. Может показаться, что компенсация тут неприменима, но это не так. Например, если кого-то несправедливо обвинили, в качестве компенсации можно обнародовать правдивую историю, и это исправит недоразумение. Другой пример: если мы забыли о годовщине, самое время организовать новый праздник.

Главное — убедиться, что возмещение равноценно причиненной боли и в целом приемлемо для человека. То есть «компенсировать» нужно на языке оппонента.

Фразы, которые помогут:

«Я хочу помочь тебе успокоиться. У меня есть пара идей. Может, обсудить их?»

«Что я могу сделать, чтобы успокоить боль, которую тебе принесла моя ошибка?»

«Что может помочь тебе снова доверять мне?»

Переходим к последнему шагу.

Шаг 4. Больше — никогда

Только потому, что мы извинились и загладили вину, нельзя быть уверенным в том, что это не повторится снова. Обиженная сторона часто остерегается повторений. Могут ли люди действительно двигаться дальше, если эта же самая ситуация может опять все разрушить? Правда ли забыты все обиды, если причины боли все еще существуют? Шаг четвертый наиболее часто игнорируется извиняющимся. Но именно в нем таятся все важные результаты.

Его суть — принять обязательства, которые не позволят наступить на те же грабли. На практике это означает: лучше понять корни своих защитных реакций и их триггеры, выявить саморазрушительную или вредную манеру поведения, изменить привычки. Для этого часто требуется какая-то форма душевного поиска или большего самосознания, иногда — помощь психолога.

Фразы, которые помогут:

«Вот что я сделаю, чтобы это никогда не повторилось».

«Я хочу сделать все возможное, чтобы снова заслужить твое доверие»

«Пожалуйста, скажи мне, если увидишь, что мы снова скатываемся к старому стилю общения».

Зачем извиняться и почему иногда это так трудно. Как просить прощения и исправляться в самых запущенных случаях. Когда не нужно извиняться. Четкие ответы на эти и другие вопросы, а также понятные рекомендации психолога — в книге «Без обид. Как извиняться, чтобы прощали, даже если все безнадежно».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!