15 мая Виктору Васнецову, мастеру фольклорной живописи, основоположнику «неорусского стиля» исполнилось бы 176 лет. По этому поводу приглашаем на экскурсию по его дому-особняку. Вот что рассказывает о нем московский гид и тележурналист Виталий Калашников.
Причудливый терем
Мы привыкли, что уж если особняк, то это что-то огромное, помпезное, с купеческим шиком и в лепнине. Но когда по всей Москве вырастают фантастические здания в стиле модерн, неогрек или эклектика, в стороне от шумного центра, на окраине бывшей мещанской слободы, появляется причудливый терем. Ничего удивительного, ведь строит его для своей семьи Виктор Васнецов, который выделялся среди коллег-живописцев былинностью, сказочностью в творчестве.
Жить в сказке
Васнецов не только воплощал сказку на полотнах, но и жить хотел тоже в ней. В 1893-м он купил землю недалеко от подворья Троице-Сергиевой лавры, в тихом районе Москвы, и затеял строительство. Разумеется, не сам. От художника тут только идея и эскизы. Стройкой руководил архитектор Михаил Приемышев, а Васнецов же с радостью наблюдал, как воплощается в жизнь его мечта. Да еще обивал пороги городских чиновников: оказалось, его терем несколько выше, чем по закону положено было быть деревянным зданиям. Пришлось просить об одолжении самого генерал-губернатора и по совместительству младшего брата императора Александра III, великого князя Сергея Александровича. Разрешение было получено, все закончилось благополучно и в срок. Осенью 1894 года Виктор Васнецов с семьей въехал в свой новый дом.
В центре Москвы, но будто за городом
Сегодня гуляешь по этому особняку, сложенному из массивных бревен, и ощущаешь диссонанс: вроде понимаешь, что находишься в центре Москвы, но при этом полное ощущение, что где-то за городом. На рубеже XIX–XX веков это чувствовалось еще острее. Васнецов был большим поклонником традиционного русского уклада. Домашние часто ходили в национальной одежде, в среду постились, соблюдали все церковные праздники. Вероятно, вся эта атмосфера и питала Васнецова, ведь именно тут, на верхнем этаже, он устроил свою мастерскую: с высокими потолками, большой печью и панорамным окном для большего света. Это была его святая святых, посторонним сюда входить запрещалось. Именно в этой мастерской Васнецов написал многие свои известные картины, например «Иван Грозный» и «Три богатыря». Гостивший у художника Павел Третьяков увидел эти работы и сразу купил их.
На одной из стен со времен Васнецовых висят часы. Они уже в начале XX века считались старинными, так как датируются 1781 годом, он указан на циферблате. При этом механизм по сей день прекрасно работает и каждые полчаса отбивает время.
Концентрация творческой энергии
Двери этого дома всегда были открыты для друзей. Здесь неоднократно бывал меценат Савва Мамонтов (он, кстати, жил неподалеку). Именно в его Абрамцеве были сделаны изразцы, украшающие печи особняка. Гостили у Васнецова и его коллеги: Илья Репин, Михаил Нестеров, Валентин Серов. Можете себе представить, какой концентрацией творческой энергии пропитан тут каждый метр! Художник с семьей прожил тут до 1926 года. Народного живописца приняла советская власть. После смерти Васнецова по просьбе родственников в доме устроили постоянную выставку его работ, которая спустя годы превратилась в дом-музей. Сегодня это филиал Третьяковской галереи, а в бывшей мастерской художника сейчас, как и прежде, находятся его работы. Музей открыт со среды по воскресенье, с 10.00 до 16.00. Понедельник и вторник — выходные. Последний четверг месяца — санитарный день
Адрес: Особняк Васнецова, переулок Васнецова, 13, стр. 1.
Ближайшие станции метро: Проспект Мира, Сухаревская.
Телефон: 8 (495) 681-13-29
Материал подготовлен по книге журналиста, историка и московского гида Виталия Калашникова «Тайны московских особняков. Дома самых богатых людей своей эпохи внутри и снаружи».