• Отрывки из книг
  • 21 мая 2021

Секреты работы профайлеров: как проходит допрос преступников

Пионеры психологического портретирования — о том, как ФБР проводит интервью с преступниками.

Внизу еще много интересного

В конце 70-х агенты ФБР Джон Дуглас и Роберт Ресслер и профессор психиатрии Энн Берджес приступили к необычному для того времени эксперименту. Они исследовали 36 серийных убийц: их психологические особенности, детство, отношения в семье и другие факторы, — чтобы создать общий портрет, который помогал бы в поимке.

Чтобы следователи могли извлечь максимум пользы из допроса или интервью, Дуглас, Берджес и Ресслер поделились своей методикой допроса в книге «Сексуальные маньяки. Психологические портреты и мотивы».

Сбор сведений

Обычно порядок вопросов соответствует четырем этапам убийства: допреступному этапу, акту убийства, избавлению от тела и пост-преступному этапу.

Допреступный этап. Мотив преступника можно выявить вопросом о том, что подтолкнуло его к убийству. Реконструкция ситуации помогает узнать сигналы, побудившие преступника воплотить свои фантазии. Например, преступника можно спросить, как складывался его день перед убийством, что он думал и чувствовал перед встречей с жертвой.

Акт убийства. Преступники помнят преступление по-разному. Те, кто планирует убийство заранее, в целом помнят отдельные подробности.

Важно спросить у преступника, как он добрался до жертвы, о чем с ней говорил и что думал и чувствовал, совершая преступление.

Избавление от тела. Совершив злодеяние, преступник решает, что делать с трупом. Часто только в этот момент он впервые осознает реальность случившегося. На этом этапе интервью у преступника узнают, что он сделал с телом, как ушел с места преступления, что взял с собой, что думал и чувствовал в этот момент.

Постпреступный этап. Здесь преступника спрашивают: что он делал сразу после убийства (мылся, переодевался, встречался с друзьями, ел, спал); что думал о произошедшем и что чувствовал; возвращался ли на место преступления; был ли на похоронах жертвы; читал ли об убийстве; говорил ли с полицией; помогал ли искать тело, был ли при обнаружении; снились ли сны о содеянном.

Работа с ложью

Отдельная группа убийц — это те, кто не признает свою вину даже после обвинительного приговора. Столкнувшись с такой личностью, интервьюер должен определить, лжет человек или же отрицает очевидное.

Отрицание может служить защитой от судебного преследования или психологических последствий признания в содеянном. Например, один из опрошенных Дугласом, Берджес и Ресслером убийц заявил, что дать признательные показания его принудили силой, а перед признанием вины в суде, вероятно, подвергли воздействию наркотиков.

Он находил продуманное объяснение любым вещественным доказательствам. Сказал, что сотню женских туфель на высоком каблуке, обнаруженных в его шкафу, ему подарили друзья. Утверждал, что найденные у него фотографии делал не он, поскольку он не настолько бездарный фотограф и так далее. Он подробно останавливался на всех предъявленных доказательствах его вины, чтобы обосновать, почему он не мог быть убийцей.

Отрицание преступления

В случае категорического отрицания убийства полезно использовать воображаемое третье лицо — детально описать преступление и спросить собеседника, почему, по его мнению, кто-то мог пойти на такое. Такой прием позволяет собеседнику мысленно перенести ответственность или вину на кого-то другого. Вот как этот прием был применен в одном из интервью:

Сотрудник: Давайте отделим вас от ситуации. Предположим, это были не вы, а кто-то еще. Как считаете, по каким причинам этот кто-то мог совершить подобное?

Опрашиваемый: Я бы сказал, что она сказала или сделала что-то совсем не то.

Сотрудник: Что, например?

Опрашиваемый: Ну, может, он слабоват оказался [в сексуальном плане]. Может, она так подумала. Или он так подумал, а она что-то ляпнула такое.

По этому разговору видно, что преступник сознает причину своего преступления (сексуальную несостоятельность) и полагает, что к убийству его подтолкнул некий внутренний диалог.

Часто убийцы перекладывают вину за свои действия на кого-то еще. В исследовании один преступник оправдывал убийство тем, что жертва была «шлюхой». Убийца может быть неспособен признаться в преступлении еще и потому, что признание разрушит его уверенность в оправданности собственных действий.

Как становятся сексуальными маньяками. Что ими движет и почему их нападения часто заканчиваются убийством. Почему серийных убийц и маньяков так сложно вычислить. Как обезопасить себя при встрече с насильником. Об этом и многом другом вы узнаете из революционного исследования агентов ФБР «Сексуальные маньяки. Психологические портреты и мотивы».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!