• Интервью
  • 1 июня 2020

Если не развивать мозг, он деградирует

Тренер по развитию мозга Екатерина Додонова рассказывает, зачем уходить в авиарежим в рабочее время и почему желание выучить испанский — не роскошь, а подарок от вашего мозга.

Внизу еще много интересного

Тренер по развитию памяти и внимания и автор серии «Умный шоколад» Екатерина Додонова рассказала, как развивать мозг и почему его нужно нагружать в любом возрасте.

— Сейчас у многих детей диагностируют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не будем вдаваться в подробности, почему это случается, давайте лучше поговорим о том, что с этим делать?

— Я в своей практике замечаю, что существует так называемый бытовой диагноз. Представьте: ребенка воспитывает бабушка, и у нее просто не хватает энергии уследить за непоседливым внуком. Или мама и папа уставшие после работы, и у них нет сил на ребенка. Тогда и ставятся самостоятельные диагнозы. Настоящий же диагноз должен устанавливать специалист после диагностики с различными методиками и исследованиями. И если СДВГ подтвержден, то нужно все изучить, узнать о нем и как можно больше понимать его.

Я сталкивалась с тем, что делала много замечаний ученикам, которые раскачивались на стуле, щелкали ручкой, трясли ногой, потому что не знала, что передо мной ребенок с СДВГ. Если говорить упрощенно, у таких детей существуют проблемы с кровообращением по всему телу, и они плохо чувствуют его. И с помощью своего поведения они просто возвращают себе ощущение жизни. Вот что заставляет ребенка постоянно двигаться. Это надо объяснять и учителям, и родителям: найти хорошие сайты, учебники, специалистов. Да, диагноз не рассасывается сам, но важно понимать, что в этом нет никакой драмы. Уолт Дисней, Джим Керри, Генри Форд и другие талантливые потрясающие люди — у всех них был СДВГ. Важно учиться фокусировать внимание, заземляться, останавливаться, не жалеть силы на коррекцию диагноза, работу с нейропсихологом, спорт, дыхательную диагностику. И не забудьте проявлять дома полное принятие, поддержку и любовь по отношению к ребенку с дефицитом внимания.

И не забудьте проявлять дома полное принятие, поддержку и любовь по отношению к ребенку с дефицитом внимания.
Екатерина Додонова

— Взрослым тоже бывает непросто концентрироваться на чем-то. Что вы можете посоветовать для повышения внимания?

— В каких случаях взрослые отвлекаются? Ко мне как тренеру по развитию памяти и внимания часто обращаются люди с бытовыми проблемами, которые забывают, заперли ли дверь на ночь, зачем пошли в другую комнату, закрыли ли машину на автостоянке. И здесь проблема со вниманием, а не памятью. Внимание — это психическая функция, которая пронзает насквозь все процессы в нашей жизни. Я в этом случае предлагаю буквально проговаривать вслух, что вы делаете: «Я закрываю дверь на ключ», «Я иду за ножницами в другую комнату». В этот момент вы концентрируете внимание и упускаете все остальные импульсы, не даете мозгу переключиться на что-то другое.

Еще один момент: люди отвлекаются и уходят в прокрастинацию, когда нужно сделать какое-то сложное дело. Здесь работает правило пяти минут. Вы засекаете на таймере пять минут, обещаете себе позаниматься делом только это время и с удивлением понимаете, что тело успевает «приработаться», что черт не так страшен, как его малюют.

И еще один прием — авиарежим. Наш телефон нас дико отвлекает. И когда нужно что выполнить, стоит на 20-25 минут включать авиарежим и делать только одну задачу, не отвлекаясь ни на звонки, ни на уведомления. Многозадачность забирает много сил, вы чувствуете себя как выжатый лимон, отвлекаясь на пустячную смску, а потом потребуется 23 минуты — это данные научных исследований — на восстановление концентрации. Еще больше приемов по тому, как взрослому человеку тренировать свое внимание, упражнения, правила, тренажеры, есть в моей книге «100% внимание». Она подходит и для взрослых, и для детей, потому что внимание — очень важный ресурс, называемый главной валютой 21 века. В эту валюту точно стоит инвестировать.

Люди отвлекаются и уходят в прокрастинацию, когда нужно сделать какое-то сложное дело.
Екатерина Додонова

— С годами память ухудшается. Например, хочется поступить на второе высшее, а к экзаменам уже не так просто подготовиться, как в 18 лет, когда пару ночей можно было посидеть, чтобы запомнить информацию. Это необратимый процесс или что-то можно сделать?

— Ученые доказали и мы на обывательском уровне знаем: с возрастом мозг слабеет, он так устроен. Каждый из нас в то же время может вспомнить человека, который в возрасте прекрасно функционирует, живет. И наоборот — знакомого, которому 30-35 лет, а его память похожа на дырявое ведро, и он сам себя уничижительно называет рыбкой Дори. Эти примеры говорят, что возраст влияет на память и мозг, а еще влияет среда и то, как мы тренируем мозг. Его нужно напрягать, изобретать себе среду, которая стимулирует развиваться, изучать что-то новое, не отставать, чтобы мозгу было интересно работать. В противном случае он захочет сэкономить энергию и начать деградировать.

— Как вы относитесь к медитации как способу повышения внимания? Практикуете сами?

— Я постоянно читаю исследования о том, как медитация прекрасно работает, как ее вводят в больших компаниях, и честно завидую, потому что со мной этот способ пока не работает. Я знаю много людей, которым помогает медитация, и надеюсь, когда-то эта магия мне откроется. А пока я прибегаю к другим методикам: например, своему любимому цифровому детоксу, когда на два выходных дня отключаюсь от розетки, пропадаю из соцсетей, ничего не пишу и не смотрю. Это меня очень хорошо заземляет и позволяет не переключаться, а фокусировать внимание на том, что действительно важно.

Мозг нужно напрягать, изобретать себе среду, которая стимулирует развиваться, изучать что-то новое, не отставать, чтобы мозгу было интересно работать. В противном случае он захочет сэкономить энергию и начать деградировать.
Екатерина Додонова

— Что можно делать в повседневной жизни, чтобы память и внимание оставались на высоте? И вообще: так ли нам нужны все эти навыки, может, их значение преувеличено?

— От первокурсников, с которыми я работаю, часто слышу: «Зачем нам развивать память, когда есть телефон и все можно сфотографировать? Ничего помнить не нужно». Но при такой стратегии можно стать придатком телефона, и я задаю встречный вопрос: «Бывало ли такое, что в нужный момент вы забывали имя любимого актера, не могли пересказать фильм, который смотрели неделю назад?». Они утвердительно кивают головой,вспоминая,что испытывали при этом бессилие, страх, ощущение своей слабости, падение самооценки. Когда мы не помним, мы перестаем управлять своей жизнью. Гаджеты делают нашу жизнь более комфортной и простой, но мы впадаем в зависимость от них. Я считаю, что надо развивать и вкладываться в себя, чтобы не стать придатком телефона. Память служит не для того, чтобы обрабатывать оперативную информацию, а чтобы мы оставались сами собой, помнили себя, свою жизнь. Если отдать все на откуп гаджету, можно потерять себя.

В повседневной жизни, чтобы тренировать память, выбирайте, что вы хотите запоминать (я, например, заучиваю дни рождения своих друзей, близких, их детей). Обязательно двигайте кровь: память и внимание работают хуже, когда мы много сидим, а у большинства из нас сейчас сидячий образ жизни. Для этого каждый час вставайте на 10 минут и двигаться, занимайтесь спортом на сложную координацию (хоккей, теннис, йога, цигун, танцы) Учитесь новому. Если кажется, что научиться шить или выучить испанский язык — роскошь, а вам этого хочется, знайте: это потрясающий знак от вашего мозга. Учитесь, развивайтесь. В этом есть важный плюс: вы развиваете свой мозг, не дает ему закостенеть, а ментальная молодость много нам дает. Учитесь новому каждый день вопреки мозгу, который будет вставлять палки в колеса. От души желаю, чтобы ваша самооценка росла, а мозг, память и внимание работали на вас исправно.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!