• Статьи
  • 4 февраля 2019

Великий немой VS звуковой кинематограф: история противостояния

Зачем немым фильмам был нужен тапер, как звуковое кино разрушало карьеры и всегда ли актеры говорят в фильме своими голосами: гид по звуковым решениям в кинематографе из книги «Язык кино».

Внизу еще много интересного

Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
Скидка 18%
629 p. 516 p.
Купить

Лектор «Синхронизации», режиссер и историк Данила Кузнецов, о том, как менялась роль звука в истории кино.

Как первый звуковой фильм появился за год до рождения кинематографа

Датой зарождения кинематографа принято считать 28 декабря 1895 года — день, когда братья Люмьер провели первый публичный киносеанс в парижском «Гранд Кафе» на бульваре Капуцинок. Год спустя они до смерти напугают зрителей «Прибытием поезда» — и положат начало целой волне популярного кинематографа по всему миру, о которой снят советский фильм «Человек с бульвара Капуцинок». На сеансе «Прибытия поезда» с огромного экрана на почтенную публику на всех парах несся самый настоящий поезд, снятый братьями на вокзале Ла-Сьота. Дамы кричали и хватались за кавалеров, кавалеры бледнели... а ведь фильм был даже без звука!

Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота, 1896

Первый звуковой фильм появился на рубеже 1894 и 1895 годов в США. Его снял Уильям Диксон, изобретатель кинопленки, на студии Томаса Эдисона. Перед большим рупором сам Диксон в течение 16 секунд играл на скрипке. Звук был записан отдельно на восковой цилиндр, и теоретически, одновременно запустив оба носителя — воск и целлулоид, можно было бы насладиться синхронным звуком.

Однако популярный кинематограф еще долго будет оставаться беззвучным.

Зачем немому фильму нужен тапер?

32 года кино слушали с живой музыкой, которую в хороших кинотеатрах играл оркестр, а в кинотеатрах попроще на одном пианино играл тапер. Поначалу считалось, что тапер нужен, чтобы заглушать назойливое стрекотание лентопротяжного механизма проектора. Однако когда владельцы кинотеатров убрали проекторы в специальное помещение (прежде всего из соображений безопасности — ранняя пленка на нитратной основе вспыхивала как порох от соприкосновения с раскаленной лампой проектора) и попытались после этого сэкономить на таперах, публика осталась недовольна.

Не задумываясь тогда еще о звукозрительной природе кинематографа, таперов вернули, а много позже киноведы догадались, зачем человеку обязательно нужен звук во время просмотра кино.

Чарли Чаплин. Танец с булочками из фильма «Золотая лихорадка», 1925

Для человеческого организма органы слуха являются важнейшим средством ориентации в трехмерном пространстве. Глаза дают нам стереоскопическое изображение только в центре нашего поля зрения, где пересекаются поля правого 
и левого глаза, — за счет разницы в положении глаз относительно друг друга мозг способен точно оценить расстояние до объекта. Подобное бинокулярное зрение характерно для хищных млекопитающих, для которых критически важным умением является способность рассчитать решающий прыжок. При этом у какой-нибудь коровы глаза расположены на разных сторонах головы — бинокулярного зрения у травоядного животного практически нет, зато есть очень широкий обзор, позволяющий вовремя заметить приближающуюся опасность. 

Попробуем взглянуть на просмотр немого фильма без музыки со стороны. Зритель неподвижно сидит
в кресле в темном зале, большую часть его поля зрения занимает экран, большую часть информации об окружающем мире в этот момент зритель получает из глаз, а на экране бегают плоские (!) люди. 
В отсутствие постоянного источника звукового давления нашему мозгу начинает казаться, что мы в двухмерном мире, что и является основным источником дискомфорта.

С другой стороны, иногда бывает полезно минут на десять полностью выключить звук во время просмотра любого фильма. Если после этого кино «умирает» и на экране остаются только невыразительные говорящие головы, то, скорее всего, это так называемый «говорящий фильм», который гораздо ближе к заснятому на пленку театру, нежели к киноискусству. Если же все ровно наоборот — вы ловите себя на том, что смотреть все равно интересно, и даже начали замечать в изображении новые детали (это естественно — из-за отсутствия звука мозг может выделить дополнительные ресурсы на анализ изобразительного ряда), значит, режиссер активно использует визуальные средства кинематографической выразительности.

Расцвет звукового кино: разрушенные карьеры и падение кумиров

Звуковое кино, а точнее кино, в котором разговаривают, возникло
в США 6 октября 1927 года, когда студия Warner Brothers Production, находящаяся на грани банкротства, провела премьеру фильма «Певец джаза». И буквально в течение нескольких лет кинематографический ландшафт изменился до неузнаваемости: в 1929 г. звук приходит в Англию,
в 1930 г. — в СССР (документальный фильм Дзиги Вертова «Симфония Донбасса», первый игровой звуковой фильм снимут годом позже — это будет фильм «Путевка в жизнь»).

Отрывок из фильма «Певец джаза», 1927

Зритель «голосует рублем», отдает предпочтение звуковым фильмам, и немое кино полностью вымирает
в течение буквально десяти лет. Строго говоря, сегодня тоже снимают немое кино, но крайне редко и в качестве эксперимента. 

Мгновенно рухнули карьеры некоторых актеров, например работавшего в Голливуде великого немецкого актера Эмиля Яннингса, обладателя первого «Оскара» за лучшую мужскую роль — у него обнаружился очень сильный немецкий акцент, от которого актер не смог избавиться
и был вынужден уехать на родину, где стал любимцем Йозефа Геббельса. В СССР резко оборвалась карьера Семёна Свашенко — звезды ранних фильмов Александра Довженко: «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930). На главную роль в звуковом фильме Довженко «Щорс» (1939) актер не подошел из-за очень высокого голоса, несопоставимого с образом героя революции. 

На экране один, за микрофоном другой: как актеры стали говорить чужими голосами

Привыкшие как угодно перемещаться в рамках съемочной площадки и, кстати, говорить что угодно (больше всего на просмотре немых фильмов мучились глухонемые зрители, умеющие читать по губам — иногда актеры на съемках несли полную отсебятину), актеры в буквальном смысле слова оказались привязаны к микрофонам. Первое время звук писали только синхронно, его нельзя было добавить в фильм после съемки.

Много хлопот это доставило Альфреду Хичкоку, которому посреди съемок немого фильма «Шантаж» (1929) привезли аппаратуру для записи звука и предложили продолжать съемки уже с использованием новой технологии. Проблема была в том, что у актрисы Анни Ондра, исполнявшей главную роль, был сильный чешский акцент — ее пришлось дублировать довольно оригинальным способом. Ондра только открывала рот, а текст, точно попадая в артикуляцию, произносила англичанка Джоан Барри, стоявшая недалеко от камеры. Для более подробного знакомства со сложностями киносъемочного процесса конца двадцатых годов стоит посмотреть американский мюзикл «Поющие под дождем» (1952).

Сцена из фильма «В джазе только девушки», 1959

К озвучиванию прибегают в случае смерти актера (так, Василия Шукшина в «Они сражались за родину» (1975) и Анатолия Папанова 
в «Холодном лете пятьдесят третьего» (1987) озвучивал Игорь Ефимов) или невозможности записать речь по причине акцента (ярким примером является литовский актер Донатас Банионис, которого в советских фильмах регулярно дублировал Александр Демьяненко), или по причине неподходящего голоса: Тони Кёртиса в женском образе в фильме Билли Уайлдера «В джазе только девушки» (1959) дублирует актер Пол Фриз, так как Кёртис не смог в достаточной степени изменить тембр для своего женского образа.

Продолжение читайте в книге «Язык кино».

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!