• Статьи
  • 20 апреля 2021

Как снять напряженную сцену

Общий план, нескольких средних, четкая мизансцена: от конфронтации на экране будет не оторваться.

Внизу еще много интересного

«Для того, чтобы снять напряженную сцену, достаточно грамотно выстроить несколько простых планов», — уверен Кристофер Кенворти — режиссер, продюсер, сценарист, автор книги «Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг». Посмотрим, как это делает Мартин Скорсезе в сцене из фильма «Волк с Уолл-стрит».

Кадр 1. Снимаем снизу

Сцена открывается нижним ракурсом на Леонардо Ди Каприо, который стоит перед беспомощным Джоном Спиногатти. То, что камера находится ниже обоих актеров, еще более подчеркивает разницу между ними.

Чтобы дать зрителю лучшее представление о происходящей конфронтации, расположите главного героя выше его противника и усильте этот эффект, поместив камеру ниже обоих.

Кадр 2. Расставляем силы

Кадр сменяется общим планом комнаты, где вместе с главным героем находятся его приятели. Актеры образуют вокруг Ди Каприо круг, что подчеркивает его авторитет и сосредоточивает на нем наше внимание. Перед нами классический статичный кадр общего плана, который позволяет увидеть взаимоотношения персонажей. С этой точки видно все, что происходит, а также лица тех персонажей, которые говорят больше остальных.

Расставляя актеров, продумайте, как обрисовать зрителю расстановку сил в сцене. Если в помещении находятся несколько человек, показать лица всех актеров может быть сложно. Постройте сцену так, чтобы главного героя было видно на экране как можно больше времени.

Кадр 3. Выстраиваем, чтобы разрушить

Когда мы возвращаемся к среднему плану, Ди Каприо и Спиногатти остаются на прежних местах, но между ними появляется Хилла. Три головы образуют на экране прямую линию, которая разрывается, когда Хилл отходит назад. Выстроив, а затем разрушив эту линию, Скорсезе намекнул на растущее беспокойство персонажа Хилла.

Построение и нарушение геометрии на экране может показать, что некоторые персонажи не так спокойны, как другие.

Кадр 4. Играем со временем

На следующем кадре Джона Хилл уходит влево, причем за одно мгновение он продвинулся сразу на пару метров вперед. Разговор продолжается в обычном ключе, и значит, это намеренный скачок во времени, который говорит о панике одного из персонажей. Нервный взгляд Спиногатти на Хилла кажется ярче благодаря этому приему.

Поиграйте с течением времени действия, и напряжение сцены заметно усилится. 

Кадр 5. Возвращаемся к средним планам

После такой странной склейки важно восстановить атмосферу обыденности, и мы переходим к средним планам Ди Каприо и его напарников. Позже их присутствие в сцене станет иметь большое значение, так что показать их реакции необходимо уже сейчас. Переходы между разными планами также помогают поддерживать ритм сцены. Ради разнообразия вариантов на монтаже стоит потрудиться и снять крупные планы каждого актера.

Снимите также средние планы второстепенных персонажей, чтобы на монтаже у вас были все варианты.

Кадр 6. Задействуем задний план

Когда мы переходим к первоначальному среднему плану Ди Каприо, камера статична, но Хилл ходит взад и вперед на заднем плане, как бы поддерживая скорость действия.

Достигнув нужного уровня напряжения, не давайте ему угаснуть большим количеством движения в кадре.

Кадр 7. Ускоряем действие

Далее идут кадры со второстепенными персонажами, которые помогают держать заданный ритм. Вдруг Джона Хилл проходит в правую часть кадра за Ди Каприо, и возникает неожиданно драматичный эффект. Камера поворачивается следом, на секунду удерживая его крупный план. Через мгновение кадр сменяется общим планом, а Хилл уже идет в противоположную сторону. Диалог продолжается на той же ноте, но Скорсезе вновь создает ощущение паники, прерывая время действия.

Снимите сцену несколько раз с изменением темпа и при монтаже сделайте несколько скачков из одного в другой, ускоряя действие и воплощая на экране рассыпающуюся реальность персонажа.

Кадр 8. Смещаем акцент

Спокойный Ди Каприо отходит на задний план, освобождая пространство для суетящегося Хилла. Более того, Леонардо даже отводит от него взгляд. Он сделал свое дело, и теперь другие могут закончить всю грязную работу. Когда он отворачивается, наше внимание переходит к остальным участникам сцены. Кеннет Чой оставляет пепельницу в сторону и медленно встает с места. Спокойное, размеренное движение актера помогает нам увидеть, как именно происходит его дальнейшее действие.

Если главный герой больше не требует нашего внимания, отодвиньте его от места основного действия, чтобы сместить акцент на других персонажей.

Кадр 9. Возвращаемся вниз

Чой ударяет Спиногатти на общем плане, а затем кадр сменяется первоначальным средним с нижнего ракурса. Скорсезе продумал все до мелочей. Планируя этот кадр, он уже видел, как Кеннет Чой встает на место Ди Каприо и наносит удары, которые выглядят невероятно реалистично с этого ракурса.

Продумайте финал сцены еще на этапе раскадровки и найдите такие ракурсы, которые охватят всю сцену, не требуя дополнительного материала. Небольшое количество точек съемки и ракурсов поможет сохранить единство сцены.

Нагнетать тайный конфликт как Тарантино, ошеломлять зрелищем как Спилберг и «говорить» деталями как Скорсезе научит книга «Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг». Ее можно заказать по ссылке.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!