• Статьи
  • 15 июня 2021

Эволюция в каменных джунглях: как город меняет животных

Почему голландские воробьи так полюбили велосипеды и как рыбы в Америке противостоят загрязнению вод.

Внизу еще много интересного

Ученые считают, что к 2030 году будет урбанизировано почти 10% земной суши. Все это — совершенно новые места обитания, незнакомые прежде природе. Как городская среда управляет эволюцией, и как от жизни в мегаполисе меняются даже самые обычные животные и растения, нидерландский биолог Менно Схилтхейзен рассказывает в книге «Дарвин в городе». Делимся тремя поразительными примерами того, как жизни в городе изменила птиц и рыб.

Как машины помогают воронам добывать еду

На вид автошкола «Кадан» в японском городе Сэндай не представляет собой ничего особенного, но для специалистов по городской биологии здесь самая что ни на есть священная земля. Именно здесь в 1975 году местные черные вороны начали щелкать орехи с помощью машин.

В городе на каждом углу растет орех айлантолистный, и вороны охотно поедают его плоды. Размером эти орехи чуть меньше грецких, а если расколоть один, внутри вы увидите сердечко. Вороны не могут расколоть их прочную скорлупу клювом, а потому поднимаются с ними повыше и роняют на камни.

Вот только каждый раз летать туда-сюда — дело утомительное, и к тому же орех не всегда раскалывается с первого раза, так что в один прекрасный миг у ворон появилась идея получше. Они принялись ронять орехи под колеса медленно едущих автомобилей и поднимать мякоть, когда те проедут.

Это началось на полигоне автошколы «Кадан», где всегда ездят неторопливо. Сородичи местных ворон переняли это поведение и вскоре начали делать так в других местах, где машины сбавляют скорость, — например, на резких поворотах и перекрестках. Там вороны обычно садятся на бордюр и кладут орех прямо на дорогу, вместо того чтобы ронять его сверху. С тех пор такое поведение у ворон начали замечать и в других японских городах.

Почему воробьи так любят велосипеды

У центральной железнодорожной станции в Лейдене, как и на многих нидерландских станциях, открывается вид на целый океан припаркованных велосипедов. Именно здесь поселились одни из самых милых, но притом недооцененных птиц — домовые воробьи. Стайки коричневато-серых воробушков прыгают вокруг колес, купаются в пыли меж плиток, сидят на велосипедных спицах и перелетают с сидений на багажники.

Велосипедная парковка у лейденской железнодорожной станции — явно не то место, к которому их готовила эволюция. В своем эволюционном прошлом они вообще велосипедов не видели. Однако они будто бы созданы для жизни среди велосипедных спиц. Их короткие крылышки идеально подходят для того, чтобы перелетать с педали на сиденье. Они снуют туда-сюда в стайках и все время чирикают, чтобы быть на связи с собратьями в металлических джунглях.

Если взлетит один воробей, за ним последуют и остальные, а почуяв опасность, даже незначительную, они тут же скроются меж велосипедов. Почему они выбрали именно это место? Да потому, что в природе они жили в зарослях колючих деревьев и кустарников. Металлические прутья разной толщины, прямые и изогнутые, расположенные под разными углами — для них все это совсем как прежний дом.

Иными словами, воробьи изначально были адаптирован к образу жизни, который по чистой случайности помог им освоить ниши, созданные людьми в городах.

Что помогает выжить рыбам в загрязненных водах

При столкновении с загрязняющими веществами природа не всегда беспомощна. Когда вокруг множество химикатов, вытащить вид из гибельной трясины поможет эволюция. Многие животные и растения приспособились к загрязнениям, изменив что-то в собственном организме.

Среди животных, которым это удалось, можно отметить фундулюса. Эта небольшая рыбка, длиной не больше указательного пальца, обитает в устьях рек и болотах восточного побережья Северной Америки — от Флориды до Новой Шотландии.

Так как в ареал фундулюса входят крупнейшие города и самые загруженные порты Северной Америки, ей не раз пришлось столкнуться с загрязненной средой. Концентрация полихлорированных дифенилов (ПХД) в этих промышленных отхожих ямах достигает 20 миллиграммов на килограмм осадка — вот к чему в XX веке привели десятилетия беспорядочного выброса фабричных отходов прямо в воду. Еще в городских обителях фундулюсов высокое содержание полиароматических углеводородов (ПАУ) — веществ с мелодичным названием, но таким же губительным воздействием на среду.

Почему же ПХД и ПАУ считаются такими вредными? Под воздействием опасных веществ мальки фундулюсов, как правило, не доживают до зрелости — их сердце оказывается увеличенным или недоразвитым, а в хвосте наблюдаются кровоизлияния. Но фундулюсы, обитающие в загрязненных портах, научились справляться с этим.

Чтобы изучить проворство фундулюса в вопросах эволюции биолог Эндрю Уайтхед сравнил свойства особей с сильно загрязненных участков и из чистых вод по соседству. В эволюционном плане рыбы с загрязненных участков сильно отдалились от сородичей. Как обнаружил Уайтхед в лабораторных экспериментах, они оказались невосприимчивы к смертельным концентрациям ПХД. Если фундулюсы из чистых вод, попав в городские воды, мигом всплыли бы кверху брюхом, то рыбы из загрязненных районов в ней и плавником не повели.

Еще больше примеров того, какими удивительными способами животные и растения адаптируются к городской среде, ищите в книге «Дарвин в городе: как эволюция продолжается в городских джунглях». Купить ее можно по ссылке.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!